38. Притча о справедливости.

38. Притча о справедливости.

Какие-то у нас притчи в Группе коротенькие… решил исправить этот недостаток. ) 

* * * 

Давным-давно, но все же во времена не столь отдаленные (ибо все времена похожи, просто не все об этом догадываются) в земле Уц, что в стране Нод, жил праведник. Во всякой земле временами появляются праведники, даже в стране Нод, совершенно не приспособленной для праведной и честной жизни.

Поэтому вряд ли кто удивится, узнав, что праведник земли Уц не был богат, силен и могуществен. Не пользовался он и уважением, или хотя бы жалостью ближних: откровенно говоря, все считали его идиотом, презирали и глумились - хотя и не часто, потому что у жителей земли Уц хватало других забот.

Нищий, ютился он в жалкой лачуге, мучаясь от голода и холода, а еще от болезни, которой страдал с раннего детства и которую не могли вылечить никакие врачи. Временами, когда ему становилось лучше, он выходил оттуда и шел в людные места, чтобы проповедовать добро и взывать к совести человеческой. Уходил оплеванный, иногда битый и всегда не понятный. Но, отлежавшись, он снова шел проповедовать, ибо любил людей. Своих обидчиков он прощал, хотя это бывало и трудно. Но праведник понимал, что они, в сущности, не виноваты в своей грубости и жесткости, ибо жизнь в земле Уц тяжела и неказиста, а добру их никто не учил. И, несмотря на тщетность своих усилий, праведник верил, что его слова, как семена, прорастут в душах слышавших его - а как можно ненавидеть людей, в которых ты оставил (или думаешь, что оставил) свое семя? Поэтому праведник любил ближних, несмотря на полное отсутствие взаимности.

Не роптал праведник и на светлых Богов, ибо знал, что люди сами виноваты в своих грехах, Боги же добры и справедливы. К тому же, вздыхал он, дела на земле так запутаны, что и самый Свет не разобрался бы в них. Зато он крепко уповал на Суд Богов, который ждет каждого после смерти. Ибо уж там каждый получит свое. Иногда праведник задумывался, как же все-таки судят Боги - по тому, что человек хотел сделать, или по тому, что у него вышло. Но быстро оставлял такие мысли, уповая на то, что Бог Богов, Верховный Судия, чьи глаза всегда закрыты, лучше знает, кого и как судить.

Был лишь один человек, которого праведник ненавидел. То был правитель страны Нод.

Опять же, вряд ли кто удивится, узнав, что в стране Нод не бывало хороших правителей. Их и не будет, ибо правитель страны Нод не бывает хорошим, - или же он быстро перестанет быть правителем. Но тот правитель был худшим из всех. Жестокий, алчный и надменный, он разорял страну во имя своих прихотей, ввергал в войны и опустошения, а когда не было войн, бесчинствовал по-другому - например, вводил непосильные налоги или общественные работы. Законы и обычаи были для него меньше чем ничто - он даже не знал их, во всем утверждая лишь свою волю. Он мог убить человека, если ему нравилась застежка на его плаще. Богов он презирал, мочился на алтари Света и почитал богом только себя. Жрецов и служителей Света он истребил почти всех, так как подозревал их в непочтительности.

Ненавидел он также людей родовитых и знатных, и истреблял их по всякому поводу, даже устраивал мерзкие зрелища, где благородных мужей бросал на съедение тиграм и гиенам, а их жен и дочерей отдавал нищим и прокаженным на потеху. Был он, кроме того, необузданно похотлив, так что мужчины прятали от него жен, а матери - детей, мальчиков и девочек, ибо в своей порочности правитель не различал полов. Творил он и иные непотребства, о которых невозможно говорить, не оскорбляя слуха.

Когда же долготерпеливый народ страны Нод поднял мятеж, правитель подавил сопротивление с такой жестокостью, что даже цари других царств содрогнулись от зависти и восхищения, а земля Уц обезлюдела почти полностью, ибо правитель казнил в той земле девять мужчин из десяти, а оставшихся в живых велел оскопить. Оскопили и праведника. И хотя ему не было нужно то, чего его лишили - но правителя страны Нод он возненавидел еще сильнее.

Так что, если бы праведник был в силах, он бы сам, своими руками, умертвил правителя страны Нод. Но он, как и всякий праведник, был слаб, нищ и жалок, и ничего не мог против сильного и жестокого. Единственное, что он мог - молить светлых Богов, чтобы те избавили землю от этого чудовища. Но Боги молчали, а правитель продолжал бесчинствовать.

Праведник земли Уц прожил жизнь в нищете и унижении, презираемый людьми и забытый Богами. В конце концов он умер, как и все люди. И в тот же день умер правитель страны Нод.

После смерти праведник пошел путем всех душ - на Суд Богов.

Поскольку божественные дела делаются неспешно, ждать пришлось тысячу лет. Впрочем, для душ, пребывающих по ту сторону жизни, время не имеет особенного значения. Но праведник все же торопился. И не потому, что ему не терпелось вкусить райских блаженств, полагающихся ему в награду - не испытав в своей жизни ни единого земного блаженства, он не умел желать и блаженств небесных, ибо не знал, что это такое. Нет, ему хотелось лишь одного: увидеть душу жестокого правителя земли Нод, низверженную в ад. Это примирило бы его с миром.

Но все проходит. Подошла и его очередь, и он узрел Престолы Богов. И предстал он перед силами Света, и пал на лицо, ожидая определения своей судьбы.

И тогда Бог Богов, Верховный Судия, чьи глаза всегда закрыты, спросил его:

- Как судить тебя, человек - по делам твоим или по намерениям?

- Суди по делам, - попросил праведник, ибо знал, что не делал зла.

Тогда Верховный открыл правый глаз, видящий дела.

- Что ж, - сказал он. - Я вижу, ты за всю свою жизнь не сделал ничего полезного и принес ужасающее количество вреда. Такому грешнику, как ты, место - в самых глубинах ада. Взять его!

И адские служители схватили праведника и потащили его в ад.

- Подожди! - закричал праведник. - Это ошибка!

- Я не ошибаюсь, - сказал Верховный. - Но отпустите этого человека, чтобы он, перед тем, как познать адские муки, познал и свои грехи.

И адские служители отпустили праведника, и он вновь упал на лицо.

- Ты, - сказал Верховный, - не сделал в своей жизни ничего полезного. Ты не завел семью, не вырастил детей, не скопил богатств. Ты лишь ленился и бездельничал. Но таких было много. Ты же совершил много худшее, ходя между людей и проповедуя им некое учение о так называемом «добре» и «совести». Тебя гнали, плевали вслед, но многим запали в душу твои слова, - и, как семена, проросли в душах слышавших их. Некоторые даже записывали твои речи по памяти и пересказывали другим. После твоей смерти возникло учение твоего имени. Да, оно было далеко от того, что ты пытался проповедовать, но мы ведь судим по делам… 
Постепенно оно распространялось в народе, а потом дошло и до верхов. Учение это сплотило землю Уц, а потом покорило и страну Нод. В конце концов его приняли все. Во имя этого учения правители страны Нод установили порядки, препятствующие всякому развитию. Страна начала хиреть и загнивать. Тогда правители Нод ввязались в войны с соседями. Воодушевленные своей верой, солдаты страны Нод захватили соседние страны и установили там свои порядки. Сейчас на главной площади столицы Нод воздвигнута твоя статуя - из золота, награбленного в соседних краях. Статуя та обмазана кровью жертв, принесенных тебе, как основателю великого учения. Твое имя на устах убийц. Ты стал причиной величайших мерзостей и заслуживаешь худших наказаний, какие только может измыслить ад. Взять его!

И адские служители снова схватили праведника и потащили его в ад.

- Подожди! - закричал праведник. - Я невиновен! Я не хотел всего этого!

- Значит, - сказал Верховный, - ты просишь, чтобы тебя судили по намерениям?

- Да, да! - закричал праведник. - Суди по намерениям!

Тогда Верховный открыл левый глаз, видящий глубины души.

- Что ж, - сказал он. - Я вижу, ты всю свою жизнь был негодяем. Ты желал ближним, чтобы они бросили свою веселую жизнь и предались унынию и самоистязанию. В глубине души ты страшно завидовал им и одновременно гнушался ими. Да, ты подавлял в себе эти порывы, но мы судим по намерениям… Так вот, в глубине души ты ненавидел всех, и ненависть эта была такой сильной, что сжигала тебя. Себя ты тоже ненавидел и бессознательно причинял себе все то зло, которое только мог причинить. Ты - ходячий рессентимент, воплощение зловредного ничтожества. Оттого-то ты всю жизнь и промучился - а теперь за свое злонравие получишь еще и воздаяние в аду. Взять его!

И адские служители снова схватили праведника и потащили его в ад.

- Подожди! - закричал праведник. - Да, во мне было зло, но я же смог его подавить и быть добрым! Да, мое учение извратили, но я не хотел этого! Открой оба глаза! О намерениях нужно судить по делам, а о делах - по намерениям!

Бог открыл оба глаза и улыбнулся.

- Ты неглуп, - сказал Верховный. - Поэтому, прежде чем ты отправишься в ад, я, пожалуй, дам тебе небольшое утешение. Сейчас ко мне поступила душа человека, которого ты ненавидел больше всех. Он был правителем твоей страны при твоей жизни. Я не дам тебе его судить, но ты сможешь выбрать, как я это сделаю.

И перед ними появилась душа правителя страны Нод и пала на лицо, ожидая приговора.

- Ну что, - снова улыбнулся Бог - судить мне его по делам или по намерениям?

- Я понял. Если ты будешь судить его по делам, - сказал праведник, - ты найдешь, что они принесли много добра.

- Угадал, - осклабился Верховный. - Правление этого человека было чертовски прогрессивным. Он боролся с засилием аристократии и успешно истребил ее под корень. Он же нанес смертельный удар по идолопоклонничеству, разрушая храмы и расчищая дорогу прогрессивному монотеизму… ах, если бы не твое мерзкое учение, которое все извратило, но это уже твоя вина. Далее, его войны ослабили и уничтожили в зародыше две тоталитарные империи, четыре авторитарные диктатуры и одну религиозную сатрапию. Он же своим развратом уничтожил остатки патриархального сознания и почитания власти, открыв путь для республиканской идеи. Изнасилованные им женщины рождали здоровых детей, что оздоровило генофонд страны. Даже то, что он уничтожил население земли Уц, пошло на пользу, ибо в крови жителей этой земли жила редкая наследственная болезнь, от которой, кстати, страдал и ты. Так или иначе, по своим делам он достоин райского блаженства.

- Но и по намерениям его не нужно судить, так как ты сочтешь, что они были благими, - медленно проговорил праведник.

- Да, и это чистая правда, - подтвердил бог. - Все глубинные помыслы этого человека были чисты. Он, в сущности, хотел всем добра. Искренне почитая себя моим избранником - в чем он не сильно ошибался, - он почитал нарушителей своей воли богохульниками, и карал их за богохульство. Он был несколько обидчив, но это оттого, что в раннем детстве он был лишен родительского тепла и внимания. К тому же…

- Я понял, - перебил его праведник, - если смотреть в душу достаточно глубоко, то в ней можно увидеть все то, чего в ней нет на поверхности. Поэтому я прошу тебя - суди его не по тому, чего он хотел, и не по тому, что он сделал и что из этого вышло впоследствии. Суди его по тому, что он имел и что претерпел. Ибо в наше время праведные жили плохо, а неправедные - хорошо.

- Ты не столь умен, как мне показалось, - заметил бог, - но почему бы не исполнить твою просьбу? Что ж, давай посмотрим на его уровень жизни, и заодно на твой. Он ел нездоровую, слишком жирную пищу, от которой всю жизнь мучился желудком и печенью - что, кстати, было одной из причин его жестокости. Он жил в тесных и плохо проветриваемых помещениях, потому что боялся покушений на себя, а большие  помещения трудно охранять. Простое счастье любить и быть любимым он не познал. Зато он имел множество женщин, в основном уродливых, - по современным критериям, конечно, - которые сопротивлялись его ласкам, и ни одна из них не любила его. С горя он обращался к мальчикам, не имея на то природной склонности, и лишь мучая себя, после чего возвращался к прежнему. Одна женщина заразила его дурной болезнью, от которой он и умер. Да, он заслуживает рая. Зато ты, живший на приволье, дышавший полной грудью, питавшийся экологически чистой пищей, - ты прожил не меньше его, несмотря на увечья и наследственную болезнь. Какая несправедливость!

- В таком случае, - сказал праведник, - суди его так, как судили его люди. Глас народа - глас Божий.

- Люди вообще склонны ненавидеть друг друга, - ухмыльнулся бог. - Разумеется, его ненавидели, но больше боялись, а страх убивает ненависть. Поэтому его боялись, как боятся стихийного бедствия: землетрясения, пожара или чумы. Вся ненависть обращалась на его слуг и исполнителей его приговоров. Более того, многие радовались его злодействам - когда они касались не их самих. Когда он истязал и казнил аристократов, толпа рукоплескала, ибо она ненавидела всех, кто выше их. Когда же правитель казнил и истязал мятежников, уцелевшие аристократы радовались, ибо народ они ненавидели больше, чем его. Кстати, многие люди, получив от правителя Нод те или иные благодеяния, даже мелкие, были ему благодарны - ибо получить благодеяние от того, кого все боятся, очень почетно. Таковая уж природа человеческой души, что она ценит лишь те блага, которые получает от злых, дары же добрых бесконечно презирает… А уж когда он осквернял храмы и казнил жрецов, втайне радовались все, ибо людям свойственно ненавидеть светлых богов. Между нами говоря, у них есть на то основания - ибо мы, хе-хе, сотворили мир и людей именно для того, чтобы издеваться над ними: ведь нет ничего приятнее, чем мучить тех, кто превосходит тебя по разуму и достоинствам души, но лишен твоей силы, и потому-то человек и создан Светлыми Богами по образу и подобию Истинного Божества, что нам, богам, любо топтать лик Единого, в которого мы веруем и которого ненавидим… Но я отвлекся - давай-ка обратимся к тебе. Если его боялись, но многие и любили, то тебя презирали решительно все. Даже те, кто записывал твои изречения, не помогали тебе, более того - гнушались тобой. И если спросить твоих современников, чего ты заслужил…

- Я понял, - сказал праведник. - Нет правды на Земле, потому что нет ее и выше.

- Ты меня понял, - широко ухмыльнулся Верховный, - Знай, что в шоколаде - правильные люди, всегда одни и те же, при всех властях и порядках, на земле и на небесах. Им всегда хорошо, а другим всегда будет плохо, ибо так устроен мой мир. А теперь, когда ты это понял, я скажу тебе приятное. Я пошутил. Я не отправлю тебя в ад, а награжу райским блаженством. Твоего же врага я отправлю в ад, где ему, честно говоря, самое место. Но не потому, что ты или он этого заслужили, а потому что так хочу я.

- Зачем же тогда была нужна эта комедия? - спросил праведник.

- Потому что издеваться над законом… нет, даже над самой идеей закона и справедливости - это еще приятнее, чем издеваться над людьми, - рассмеялся Верховный. - Хотя, пожалуй, открою тебе один секрет богов. Мы стараемся так запутать все дела, чтобы, даже если Он - Тот, Которого мы боимся - все-таки обратит Свое внимание на наш ничтожный мир, то и Сам не сможет распутать завязанные нами узлы и восстановить справедливость, которая ему так дорога. Посрамить Единого - вот наша цель. А теперь иди, вкушай райские кушанья, обнимай ангелов и вообще наслаждайся. И помни то, что здесь произошло, помни хорошенько.

- В таком случае, - сказал праведник, - я предпочту ад. К мучениям я как-нибудь притерплюсь, ведь у меня в запасе вечность. Но твой рай - после того, что я узнал - будет для меня гораздо худшим наказанием.

- Именно поэтому, - Бог Богов откинулся на своем троне, - я и отправляю тебя туда. Рай - это тоже наказание, и ты его заслужил. Взять его!

И служители ада, обернувшись ангелами, потащили праведника в рай.

Источник.

+2
19:40
231
+1
Милена Милена 20:16 #

Ненавижу такую демагогию. Это мне напоминает «Восток - дело тонкое»))) 

0
Викторыч Викторыч 20:17 #

Да, текст достаточно циничен… зерно, оно, конечно припрятано, как без него… но водичка мутная! ))

+2
Милена Милена 20:49 #

Знаете, что мне это напомнило?))) Работу адвокатов! Первый суд. Истец  получает то, на что рассчитывал (  по справедливости правда на его стороне) Второй суд, где ответчик  обжаловал решение первого суда. И стараниями адвокатов, их невероятной словесной изворотливости и плавающим формулировкам, он получает другое решение, в свою пользу. Третий суд. Отчаявшийся истец идет до конца, обращаясь в более высокие инстанции. Сами понимаете, как тяжело материально это дается… И вот. Слава хаосу, он получает третье решение, которое, впрочем, повторяет первое... 

Идет счастливый, но оооочень поиздержавшийся, может быть даже в долгах - домой. Ему еще надо добиться исполнения решения))) 

И адвокаты празднуют, тосты, один за другим. И один из них «Чтобы у нас всегда была работа!»

0
Наталия Саратов Наталия Саратов 21:28 #

Осилила многабукв до конца.

По ощущениям - какая гадость! По размышлении - сделала для себя вывод, что задача автора - изгадить представления о высшей справедливости. Так сказать, проекция его души на образ Божий. На мой взгляд, не совместилась проекция, просто охарактеризовала автора этого опуса. Но тем, кто ищет в любой ситуации прежде всего негатив, конечно, зайдет на ура.

02:57 #
Комментарий удален
02:59 #
Комментарий удален
0
Проповедник Гудвин Проповедник Гудвин 11:36 #

бывают же такие говнюки проповедники:)))) прям бесят...

0
Проповедник Гудвин Проповедник Гудвин 11:41 #

«Неважно, кто и как голосует, важно, как считают голоса». (С, приписано Сталину)
«Неважно, кто и как живет, важно, как судят». (смысл притчи)
А смысл то плохой… получается не нужно быть праведником, засудят. Хотя праведники должны работать, а герой притчи - бездельник. Поэтому «праведником» его назвать нельзя. 

Еще от автора

Перечитал еще раз пост Бегущей о ее Камино де Сантьяго. И вспомнил, как я начинал готовиться к подобному путешествию. Оказалось, что намного суровее и даже с неким налетом фанатичности! ) Весна...
18:45
Чемпионат Европы-2012 стал для болельщиков сборной России максимально неожиданным провалом. За четыре года до этого наша национальная команда показала лучший результат на Евро в истории, а под...
17:50
Растащило меня сегодня на длиннопосты! ) Постараюсь больше не быть. То есть, быть, конечно, но писать покороче! )) Стокгольм… Välkommen till Stockholm, huvudstaden i Konungariket Sverige! Труднее...
20:30
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie, согласно Политике конфиденциальности.