Стриндберг.

Стриндберг.

Сегодня День вытаскивания старенького из чуланчиков? ) Сдую-ка и я пыль с написанного когда-то...

До любой книги, которая имеет «вес столетий» и прошла самую суровую оценку - временем, нужно дорасти. Не будет толку, если вооружиться списком «ста лучших романов всех времен», и потом проглотить их «не жуя»… Возможно только затем, чтобы в беседе небрежно проронить: «Да-а-а, читал...» 

Я так никогда не умел. Если книга не нравилась, просто откладывал в сторону, относил обратно в библиотеку и признавался: «Не мое», или «Не пошло что-то...» И крайне редко потом возвращался к этому писателю. Это и моя беда, ибо не помню я, сколько их было, и как их звали, тех писателей… А впрочем, не суть важно, правда? Вот держу я в руках книги Августа Стриндберга и понимаю, что встреча удалась, состоялась. А этому немало поспособствовали жизненные обстоятельства: последняя любовь, тяжелейшее расставание, привыкание к новому образу жизни и мыслей, поездка на родину писателя… знаете, когда я шел по пешеходке Дроттнинггатан и смотрел на цитаты из произведений Стриндберга, впечатанные металлом в булыжник мостовой, я не мог не подумать: «Почему?! Почему его так любят шведы?» 

Изображение

Я и сейчас не отвечу на этот вопрос. Да, мне очень понравился его слог, стиль, сюжеты, мастерство владения шведским языком (но это, скорее, заслуга переводчика...). Может быть, главное достоинство его книг - современность? Он всегда современен нам, ведь ничто не изменилось в отношениях между женщиной и мужчиной. Но Стриндберг пишет об этом с такой невероятной болью и мукой, с такой магической правдивостью, что мне кажется: откуда он знает о том, что я сейчас сижу в кресле и читаю его роман?! И, может быть, нам обоим в этот момент не так больно, не так тяжело, и мы готовы примириться с этим большим, жестоким миром… Нет, я готов, но Стриндберг! Вряд ли! ) Он еще найдет не одного читателя, почитателя, фаната своих прекрасных книг...

Изображение

В интервью газете ”The Guardian” Жюльет Бинош сказала: "[Стриндберг] - и нигилист и мистик, и естествоиспытатель и писатель. К тому же ему присущ острый мужской шовинизм, но между тем иногда он просто обожает женщин. То же самое есть и в характере его персонажей. В начале они говорят что-то одно, а в конце - нечто прямо противоположное. Но ведь эмоции - не факты, им свойственны такие крайности". (В 2013 году в театре Barbican в Лондоне было поставлено одно из самых знаменитых произведений Стриндберга - «Фрекен Жюли», пьеса о благородной барышне, доведенной до самоубийства изощренным коварством лакея. В главной роли - звезда французского театра и кино Жюльет Бинош.)

Юхан Август Стриндберг (1849-1912) - шведский писатель, драматург, основоположник современной шведской литературы и театра. 
В 1872 написал свою первую драму «Местер Улуф». Испытывая в молодые годы финансовые затруднения, испробовал ряд профессий (учителя, библиотекаря, актера и др.).
Стриндберг был трижды женат. В политике придерживался социалистических, даже анархистских взглядов, что отражалось и в его литературном творчестве. В начале XX века он был одним из властителей дум западной цивилизации. В развитии стиля Стриндберга отправной платформой был натурализм, а конечной - тот ранний экспрессионизм, который уже с конца XIX века возникал эпизодически в литературе ряда европейских стран.
Дочь писателя, Карин Стриндберг, вышла замуж за российского революционера Владимира Мартыновича Смирнова.
В честь Стриндберга назван кратер на Меркурии. (Википедия) 

Возможно, способность Стриндберга отразить противоречивость человеческой натуры объясняет, почему его произведения так современно звучат и сейчас. Конечно, он затрагивает вечные темы, которые никогда не утрачивают своей актуальности: борьба полов, классовая вражда, угроза безумия... 
Вот почему я сказал в самом начале о том, что до книги нужно дорасти. Сейчас мне нравится Стриндберг, я могу понять, и даже больше, вынести из его книг, может быть, то, о чем он сам не думал ) - в его произведениях нет узкоморального коридора-посыла, и тем интереснее дочитать до последней строчки... 

Романы
«Красная комната» - роман, 1879
«Сын служанки» - роман, 1886-1887
«Жители острова Хемсе» - роман, 1887
«Исповедь безумца» - роман, 1888
«На шхерах» - роман, 1890
«Ад» - автобиогр. книга, 1897
«Легенды» - автобиогр. книга, 1897
«Путь в Дамаск» - трилогия, 1898-1904
«Одинокий» - роман, 1903
«Готические комнаты» - роман, 1904
«Черные знамена» - роман, 1905

Повести и рассказы
«Новое царство» - повесть, 1882
«Рассказы о браке» - сборник, 1884-1886
«Утопии в действительности» - сборник новелл, 1885
«Чандала» - повесть, 1889

Пьесы
«Местер Улуф» - пьеса, 1872, 1874, 1877
«Отец» - пьеса, 1887
«Товарищи» - пьеса, 1887
«Фрекен Жюли» - пьеса, 1888
«Густав Васа» - пьеса, 1899
«Кредиторы» - пьеса, 1889
«Эрик XIV» - пьеса, 1899
«Карл XII» - пьеса, 1901
«Пляска смерти» - пьеса, 1901
«Энгельбрект» - пьеса, 1901
«Игра снов» - пьеса, 1902
«Кристина» - пьеса, 1903
«Соната призраков» - пьеса, 1907
«Синяя книга» - публицистика, 1907-1908

+7
11:45
147
0
Тина Тина 12:20 #

*чота покраснела* ибо даже не слыхала об этом писателе… увы мне!

Еще от автора

Перечитал еще раз пост Бегущей о ее Камино де Сантьяго. И вспомнил, как я начинал готовиться к подобному путешествию. Оказалось, что намного суровее и даже с неким налетом фанатичности! ) Весна...
18:45
Чемпионат Европы-2012 стал для болельщиков сборной России максимально неожиданным провалом. За четыре года до этого наша национальная команда показала лучший результат на Евро в истории, а под...
17:50
Растащило меня сегодня на длиннопосты! ) Постараюсь больше не быть. То есть, быть, конечно, но писать покороче! )) Стокгольм… Välkommen till Stockholm, huvudstaden i Konungariket Sverige! Труднее...
20:30
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie, согласно Политике конфиденциальности.