Страсти по лицедеям.

Страсти по лицедеям.

«На свете есть несколько профессий, которые особенно неугодны Богу. Моя профессия заставляет душу раздваиваться, а это противоестественно для человека и противно перед Богом. Играющий лжет. Считается, что чем человек многоплановей (играет одно, думает другое, подразумевает третье), тем он талантливее. В конце концов, бывало, так запутаешься, что забываешь, каким ты был на самом деле. Это и есть западня.» (Екатерина Васильева)

Смотришь иной раз на отдельных представителей артистической «элиты общества», и думаешь - ох, зря исчезли из нашей жизни некоторые обычаи. А ведь эта «элитка» уверена, что ее, согласно ну охренеть какому гениальному таланту, обязаны проводить в последний путь с пышной церемонией прощания и погребения, - а погребсти не меньше чем на Новодевичьем или Ваганьковском.

А что это за обычаи такие? Сейчас расскажу.

В старину хоронить актеров, даже крещенных по православному обряду, в пределах кладбища не благословляла церковь.
Объяснение было простое: лицедей на сцене живет чужой жизнью, примеряет ее на себя и прилюдно изображает (а то и прославляет) чужие грехи. А жизнь на самом деле у него одна, дарованная Всевышним. Стало быть, актер подыгрывает антихристу. Это не является смертным грехом, конечно же, но и благочестия не добавляет тоже. Церковь считала, что актеры еще при жизни добровольно, так же, как и самоубийцы, убивали свою душу.

Истоки этих убеждений исходят со времен раннего христианства - именно тогда церковь впервые сформулировала свое отношение к актерам. Античные театральные представления были либо языческой мистерией, либо сущей порнографией. Поэтому игра в театре была несовместима к христианством. Позже это было оформлено и письменно - решением Трулльского (он же «Пято-Шестой») Вселенского Собора (691-692 гг.).
51-е правило этого собора гласит:
«Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго».

Изображение

Даже в просвещенные времена «хруста французских булок» отцы, чьи дочери выбирали профессию артистки, отказывались от них и считали их падшими. Жениться на «актерке» считалось позором и проклятием семьи. Однако сила данного убеждения со временем ослабевала, причем в рядах самой же православной церкви. Людям, занимавшимся актерским ремеслом, не был закрыт путь в храм, актеры всегда могли раскаяться, замолить свои грехи и оказаться после смерти на церковном погосте. 

Вспоминаем рассказ А.П. Чехова «Панихида», где отец умершей актрисы подал в церкви записку «За упокой рабы божией блудницы Марии»:
"… осуждаешь, поносишь, непристойным словом обзываешь, да еще кого! Усопшую дочь родную! ...
- Но ведь она тово… извините, актерка была! - выговаривает ошеломленный Андрей Андреич.
- Актерка! Да кто бы она ни была, ты всё после ее смерти забыть должен, а не то что на записках писать!
- Это точно… - соглашается лавочник.
- Наложить бы на тебя эпитимию, - басит из глубины алтаря дьякон, презрительно глядя на сконфуженное лицо Андрея Андреича, - так перестал бы умствовать! Твоя дочь известная артистка была. Про ее кончину даже в газетах печатали… Филозоф!
- Оно, конечно… действительно… - бормочет лавочник, - слово неподходящее, но я не для осуждения, отец Григорий, а хотел по-божественному… чтоб вам видней было, за кого молить. Пишут же в поминальницах названия разные, вроде там младенца Иоанна, утопленницы Пелагеи, Егора-воина, убиенного Павла и прочее разное… Так и я желал..." 

Изображение

Да, на Руси скоморохов гоняли только в путь, причем гоняли жестоко, но уже со времен Алексея Михайловича служба в официальном театре стала считаться вполне допустимым занятием. 

Изображение

Церковь, впрочем, долго стояла на своем в борьбе с театральным творчеством - например, обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев запрещал спектакли в период Великого поста. Но, потихоньку-помаленьку решения времен античности стали никем не исполняемой формальностью, и в 1866 году Святейший Синод официально снял устаревшие ограничения.

Игра в театре сама по себе перестала рассматриваться, как грех.

Сегодня лучшие представители актерского цеха покоятся на кладбищах рядом с самыми выдающимися людьми эпохи. А театры стали называть «храмами искусства». Что, конечно, не отменяет личных грехов каждого из актеров. «Все в нас - и Бог, и дьявол». И в актерах, и в людях в целом" - Армен Джигарханян.

+11
13:40
89
Наслаждайтесь общением. Критикуйте сообщения, а не авторов. Меньше токсичности, больше любви!

Еще от автора

Душевный трек… ладно, песня, это слово больше подходит. Идет чередование двух голосов, девушка сначала с молодым героем (Ант), в конце с постаревшим (Андрей Бледный), а она все та же… молодая и...
16:45
А произнесу-ка я маленький спич о неотъемлемой части живого человека - эмоциях, переплетающихся иногда в странные клубочки. Думаю, во всем виноват избыток полушарий. Никаких полу- быть не должно...
17:25
Сначала повторюсь. Пародийную «Шнобелевскую премию» вручают «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом - задуматься». Премия называется «Игнобелевская» (игра слов от Ig Nobel...
17:20
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie, согласно Политике конфиденциальности.