Сейчас в Москве проходит Летний фестиваль губернских театров " Фабрика Станиславского", с 20 по 29 июня. На фестивале представлены лучшие спектакли из разных городов в традициях психологического театра, и Сергей Безруков, худрук Московского губернского театра руководит и фестивалем.
Вот программка:
Как можно видеть из расписания, сегодня мне довелось посетить спектакль " Мудрец/ы" по пьесе Островского " На всякого мудреца довольно простоты" питерского театра " На Литейном".
Казалось бы… Старая, всем знакомая пьеса. Я понимала, что фестиваль предложит трактовку с некоторой изюминкой, с подвывертом, так сказать. Возможно, перекроит режиссер моего любимого Островского, как Бог черепаху( или что там произошло с ней?), перенесет действие в наши дни или костюмер наваляет с историческими костюмами, или… Да мало ли что? Опасалась, в общем новых прочтений.
Как пролетели три с лишним часа- не заметила! Ребята, это- огонь! Даже огнище, я б сказала!
Классика ведь чем и хороша, что не устаревает, а только ярче высвечивает выбранные автором проблемы, этим она и современна всегда, и бессмертна. Время идет, люди всё те же.
Режиссер Сергей Морозов - мо-ло- дец! Да, время и место действия изменены- и это не наше время, а недалекое будущее ( мне так показалось), а место- некие интерьеры в высотном здании города N- city ( лифты курсируют с 00 этажа до 99), костюмы в трех цветах- красном, белом и чёрном, вполне себе модные, а вот текст- Островского! Без изменений! Но как же он там органичен- сказочно просто! Вся история небогатого, но смышленого и беспринципного Егора Глумова тоже сохранена во всех деталях, и смотрится актуальным фельетоном- а ведь вполне такое могло произойти( да я уверена, что и происходит) в наши дни и ясен намек, что конца и края таким коллизиям нет. Все абсолютно узнаваемо, будто телевизор смотришь, кстати, он там и есть, повернут к персонажам передом к зрителям задом)), иногда и включен и несет то иностранную мелодию, то политический бред, а то вдруг споет задушевно " Мы эхо, мы долгое эхо друг друга… " голосом Анны Герман- аккурат, когда Машеньку тетка склоняет выйти замуж по ее указке, а не по любви. Песня звучит ностальгически, а слова Маши " я не пойду замуж без денег и благословения, буду послушна и ничего с собой не сделаю. А буду жить весело!… и каяться"- цинично.
Есть в постановке некоторые моменты, которые я считаю находками режиссёра.
Во- первых, эти уже упомянутые лифты. Этажи в них меняются, они ездят и вверх, и вниз, намекая на «социальный лифт», эдакое воплощение современной карьерной лестницы, по которой можно взлететь наверх, а можно и скатиться кубарем. С лифтом возможностей больше- движение быстрее, но лифт может оказаться занятым или вообще сломаться и дым идет. Впрочем, дым еще и намекает на некую инфернальность, как и красно- черная гамма одежды героев, где и белое присутствует, но эдакой насмешкой- перевертышем, а вовсе не символом невинности. Недаром невеста оказывается в черном платье и красном парике, а черноволосая любовница в красном платье.
Во- вторых, зеркала. Ах, как они многозначны! В них смотрятся персонажи, в них же отражаются и зрители, и конечно, внутренняя отделка лифтов- зеркальная! Если задуматься, то что такое сам по себе Глумов? Он поставил себе целью выползти наверх путем подхалимажа, лизоблюдства, угодничества и иже с ними. Поэтому он и зеркалит каждого, от кого зависит. Он сам- зеркало! А зеркало, отражающееся в зеркале, образует коридор, ведущий ( везущий в лифте) в потустороннее! Символ на символе!
Ну и на закуску- в- третьих, узкий луч прожектора, преследующий Глумова в финальной сцене, сцене его разоблачения и последнего монолога. Он- человек на грани, плюющийся этой вот " правдой" направо и налево, признающийся и обличающий все и вся, а за ним и " большой брат"( а может, это камера слежения? А может, глумовская путеводная звезда, мм?) наблюдает, вырисовывая извилистый путь его метаний и провожающий его дымом в зеркальный лифт, множащий его сущности и увозящий его на 99! ААААА!!! Не на этаж 00, а на самый верх!!! ЭТО ШЕДЕВРАЛЬНО!!!
Я все ладони себе отбила аплодируя.
Вот реально современное бережное прочтение старой пьесы, которой годы лишь добавили актуальности. И, главное, представлено все так захватывающе и так понятно! Браво!
Леди Веснушка 00:33 #
Еще немножечко про дым.
Богатая тетушка Маши, Софья Игнатьевна, хорошо покуролесившая по молодости, теперь, в почтенном возрасте, принимающая и кормящая в своем доме всяких блаженных людей( порой и мошенников).
Ну прелесть же!
Ей «курят фимиам» ( или вдувают в уши?) все в ее окружении, особенно тщательно служанки- впрочем, они не так просты ( как и слуги- охранники богатея- дяди Глумова), они- роботы ( это намеком), а вкуривают ей айкос.
Леди Веснушка 00:41 #
Вадим Степанов:Глумов Егор Дмитриевич
Любовь Завадская:Глумова Глафира Климовна, его мать
Игорь Павлов:Мамаев Нил Федосеич
Наталья Ионова:Мамаева Клеопатра Львовна, его жена
з.а. РСФСР Вячеслав Захаров / з.а. РСФСР Сергей Заморев:Крутицкий
Сергей Колос:Городулин Иван Иванович
з.а. РФ Ольга Самошина:Турусина Софья Игнатьевна
Аглая Гершова:Машенька, её племянница
Павел Путрик:Курчаев Егор Васильич, племянник Мамаева
Николай Красноперов:Голутвин
Полина Васильева:Манефа
Зоя Будний, Виктория Чумак, Алена Шмонина, Николай Солдаткин, Алексей Чистяков, Антон Сиданченко:Служба обеспечения
Леди Веснушка 00:44 #
И режиссер-
Сергей Морозов. Страна должна знать в лицо! ( я не знала, есличо)
Ли 08:08 #
Жаль у меня нет возможности побывать на этой постановке. Помню как то смотрела фильм спектакль с Яковлевым в роли Глумова. ну как можно было не симпатизировать Глумову-Яковлеву?
Леди Веснушка 16:09 #
Спасибо, Ли, что вспомнили ту постановку. Я, когда в театр ехала, изо всех сил старалась отстраниться от нее, чтоб не сравнивать. Яковлев в роли Глумова великолепен.
Милена 08:38 #
Леди Веснушка, преклоняюсь перед тем, как вы можете РАСКРЫТЬ тему.
Спасибо огромное.
У меня было впечатление, что я сидела в кругу друзей после спектакля и все делились мнениями, перебивая и дополняя друг друга, но не мешая друг другу, это был живой разговор по горячим следам, полным удивительной приподнятости от увиденного. Я почувствовала настоящее удовлетворение требовательного зрителя...
Тина 09:08 #
Нууу, как всегда, исчерпывающий отчет с конкретной, подробной и ясной трактовкой… Прям, Белинский современный… Молодчина, Леди! Прям, как сама побывала, посмотрела, послушала. Спасибо, *поклонилась в пояс....
Леди Веснушка 16:07 #
Спасибо, Милена и Тина, что разделили со мной мою радость! Это вот как раз то, о чем у Викторыча писала- мне надо выплеснуть эмоции сразу, потом нюансы забываются.
При этом я понимаю, что мои ассоциации- это только мое личное восприятие. После антракта были в зале свободные места, люди уходили. Очевидно им не зашло, что называется.
Фея 17:05 #
А мне, хоть и не театралка, очень зашло. Глазами Веснушки. Как сама там побывала - все очень образно передала.
Леди Веснушка 18:37 #
Спасибо, Фея!
Скоро еще свожу туда же, на фестивать этот. Обрела доступ к билетам через дочку.
Другой режиссер, другой театр, другая пьеса. И даже страна автора другая.
* это анонс был.
Леди Веснушка 18:40 #
Да! Я ж новое платье туда выгуляла! Но сфоткать было некому.
Надеюсь на новый выход с дочкой))
Леди Веснушка 19:22 #
А вообще, как выяснилось, я люблю в театр одна сходить.
Конечно, по дороге обратно мне не хватает собеседника, чтобы делиться сиюминутными свежими впечатлениями, но… В метро инет есть! Я начала писать рассказ уже прям там. И до дома( а добираться час с хвостиком) донаписала примерно половину))
Маруся 06:11 #
Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать!©))))))))))
Наташа, вот реально тебе можно писать рецензии за деньги, так профессионально и глубоко ты проанализировала спектакль.
Леди Веснушка 13:36 #
Марусечка, ну чоты! Там еще много чего наанализировать можно. Я так, впечатлениями плесканула)
Викторыч 13:13 #
Леди Веснушка, а в Московский губернский театр ходили? Я о Безрукове в последнее время ничего не слышу… интересно, что он там творит, в своем театре.
Леди Веснушка 13:42 #
Я впервые в этот театр поехала, до этого не была. Здание симпатичное, перед ним фонтан очень красивый, вечером еще и подсвечен был.
А Безруков ставит, как театральный режиссер, пока не снимается. В фойе буклетиков полно, меня Капитанская дочка заинтересовала.