Мальбрук загорелся идей - Мальбрук дёрнул в очередной поход)
Нойшванштайн, что в переводе означает новый лебединый утёс - немецкий эталон сказочного замка, который спрятался на скалистом склоне в тиши баварских Альп.
В любом замке есть что-то мистическое, загадочное. Практически каждый мог быть или может стать местом действия какой-нибудь сказки, древней легенды или романтической истории - о любви, коварстве, победе добра над злом.
«На высокой скале, где на фоне небес
Дикой чащей разросся чернеющий лес,
Где среди тишины водопад лишь шумит,
Белый замок, как лебедь, над лесом парит...»
Этот замок и построили по мотивам сказок, древних легенд и романтических историй. На каждом шагу и по замку, и на подступах к нему - смесь реальности и вымысла, истории и легенд. Итак вперёд....
В позапрошлом веке здесь по горным дорогам на конной упряжке, наслаждаясь одиночеством и одновременно страдая от него, по ночам любил кататься баварский король Людвиг II. Его даже называют король-луна. В последние годы своей жизни он все больше и больше становился отшельником, окончательно ушедшим в собственный вымышленный мир, населенный героями легенд - о Парсифале, Тангейзере, Лоэнгрине...
«Сказочный король» (Märchenkönig), как его называют, часто поднимался вверх по ущелью к горному мосту Мариенбрюке (Marienbrücke), названному так в честь его матери - принцессы Марии Фридерики Прусской. Висячий мост пересекает ущелье на высоте 92 м, над 45-метровым водопадом. С моста замок виден как на ладони. В такие вечера по приказу Людвига II во всех помещениях Нойшванштайна зажигали свет, чтобы под звездным небом он мог издали любоваться своей резиденцией - приютом коронованного затворника, театром одного зрителя, в котором оперы давали только для него.
Во время таких прогулок Людвиг II любил представлять себя в образе мифического Рыцаря Лебедя - Лоэнгрина, иногда даже переодевался в его костюм. Согласно легенде, этот загадочный рыцарь появляется на озере в лодке, которую тянут лебеди. Он должен спасти деву, но она никогда не должна спрашивать о его происхождении. Этот сюжет лёг в основу оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, которую Людвиг прослушал в 16 лет в Мюнхене и она произвела на него сильное впечатление.
Сама баварская династия Виттельсбахов, к которой принадлежал Людвиг II, якобы взяла начало от средневековых рыцарей, замок которых располагался здесь у «Лебединого озера» - Шванзее (Schwansee). Они владели им несколько столетий, начиная с XII века, но затем покинули эти альпийские места. Старый замок постепенно превратился в руины, на которых отец Людвига II - Максимилиан II построил свою летнюю и охотничью резиденцию Хоэншвангау.
Именно в этом родительском родовом замке Людвиг II и вырос, залы здесь были украшены картинами и росписями по мотивам немецких легенд. Воспитывался принц в строгости, придворная жизнь его угнетала, и юный мечтательный Людвиг искал убежища в романтическом мире сказок, герои которых смотрели на него со стен. Интроверт, он часами мог разглядывать эти картины, перевоплощаясь, оказываясь участником сюжетов.
С этого вида с моста Марии неоготический отцовский Хоэншвангау кажется огромной шахматной башней - турой, забытой великанами после многовековой партии. Рядом виднеется то самое Лебединое озеро (Schwansee), которое кажется самым маленьким в округе, но как раз оно - самое знаменитое. Не в последнюю очередь, благодаря Чайковскому.
Сюжет реальной жизни самого Людвига резко меняется в 1864 году после внезапной смерти короля Максимилиана II. В восемнадцатилетнем возрасте Людвиг II восходит на баварский престол. Через несколько месяцев происходит его первая личная встреча с Вагнером. Она становится началом тесной дружбы. Композитор в это время испытывает финансовые трудности. Людвиг оплачивает его долги, становится меценатом, хотя это далеко не у всех вызывает одобрение в самой Баварии.
И уже через пять лет в 1869 году молодой король приступает к строительству собственного замка Нойшванштайн рядом с отцовским, в котором по-прежнему проводит много времени.
Бавария в середине позапрошлого века была монархией конституционной, с сильным правительством в Мюнхене. В начале царствования Людвиг II достаточно энергично участвовал в управлении страной, особое внимание уделял развитию культуры и искусства, продолжая традиции своего отца, но власть его была ограничена.
Обычно дворцы и замки в Европе строились для демонстрации абсолютной власти и могущества их владельцев. В случае с Людвигом II, как указывают историки, ситуация была другой. Его сказочный замок Нойшванштайн был своего рода объектом для проекции внутреннего мира и устремлений, эрзацем реальной власти, игрушкой. Строился он совсем не для демонстрации власти и вдали от ее центра - Мюнхена.
Построили замок Нойшванштайн за 17 лет, потратив 7,5 миллионов марок - это баснословные деньги на то время. Король лично участвовал в разработке чертежей, замок стал его личным творением. Сам он въехал в недостроеный ещё замок через 15 лет в свои личные покои на третьем этаже и прожил там всего 172 дня.
Снаружи замок поражает размерами, особенно когда стоишь рядом кажется и обойти то его просто невозможно. Во внешнем облике основными архитектурными стилями Нойшванштайна являются неоренессанс и неоготика. Во внутреннем убранстве можно найти еще больше стилей, в том числе, необарочный и мавританский.
Туристы как муравьишки со всех сторон стекаются на лебединый утёс, мы ехали шатлом, кто-то поднимается на лошадках в повозках, кто-то идёт медленно пешком. Наверху дыхание просто останавливается, восторг зашкаливает, голова вертится туда-сюда, воздух необыкновенно чистый! У входа формируются группы, выдаётся электронный номер входа, выделяется сопровождающий сотрудник замка на всю экскурсию, выдаётся аудиогид.
Всего во дворце 5 этажей и более 110 комнат, из которых только 16 являются жилыми, а остальные так и не достроили. Интерьеры замка Нойшванштайн украшены символами из опер Вагнера, а также иллюстрациями из старинных германских легенд. Чаще всего здесь встречаются лебединые мотивы из любимой оперы Людвига «Лоэнгрин». Вот такой фарфоровый (!) лебедь стоит в читальной комнате.
Снимать внутри не разрешается, так что беру интерьерные фотки из буклета и инета.
Замок Нойшванштайн выстроен как бы вокруг Зала певцов, который располагается в центральной части дворца. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют мотивы из легенды о Парцифале, вдохновившей Вагнера на создание своего сценического произведения. Впервые музыка Вагнера зазвучала здесь на 50-ю годовщину со смерти композитора.
Самой необыкновенной комнатой является тронный зал, он украшен полотнами с изображениями королей и религиозными фресками. Византийская Айя-София в Константинполе послужила вдохновением для создания тронного зала замка. В два этажа располагаются колонны, отделанные под порфир и ляпис.
Примечательно, что самого трона здесь нет, есть только помост, к которому ведёт лестница из девяти ступеней каррарского мрамора.
Канделябр в форме византийской короны из позолоченой бронзы на 96 свечей весит 18 тонн.
Общий вид тронного зала
На третьем этаже были личные покои короля. Гостиная
Неоготическая спальня
Умывальник. Раковина и кран в виде лебедя. Вверху картина «Прощание Тристана с Изольдой».
Кабинет
Столовая
Особенным местом является комната, которая оформлена в виде сказочной пещеры - Грот с озером и небольшим водопадом.
Нойшванштайн - сказка с грустным концом. Когда парламент узнал о существовании декорированной пещеры в замке, Людвига признали умалишенным. Врачи заочно и без освидетельствования объявили Людвига II «неизлечимо душевнобольным», обвинив его в фанатичном увлечении Вагнером и в том, что он потратил огромное количество денег на строительство «никому не нужных» замков и влез в долги. Он был взят под домашний арест и перевезен в замок Берг. В возрасте 40 лет Людвиг II погиб на Штарнбергском озере при невыясненных обстоятельствах. Возможно, причиной смерти стало самоубийство, дело до сих пор остаётся не закрытым.
После его смерти было принято решение открыть замок для платного посещения. В течение 13 лет за счет туристов долг был полностью погашен. Таким образом, сам того не подозревая, потратив огромные средства на воплощение своих фантазий, Людвиг II осуществил очень выгодную инвестицию в будущее своей любимой Баварии. Он подарил ей самый популярный туристический аттракцион (са. 5 тысяч посетителей в день)!
Нойшванштайн стал декорацией к спектаклю, премьера которого, по большому счету, так никогда и не состоялась из-за смерти режиссера и главного зрителя в одном лице, хотя «генеральные репетиции» шли полным ходом.
Ирина 20:42 #
Пётр Ильич Чайковский посетил Швангау в 1876 году. В Москве ему был заказан романтический балет на симфоническую музыку. Чайковский вспомнил об опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», написанной на сюжет о Рыцаре Лебедя. За вдохновением композитор отправился в Баварию. Тем более что и до России уже дошла молва о загадочном баварском монархе Людвиге II, столь увлеченном этим сюжетом.
Чайковский еще со студенческих лет высоко ценил музыку Вагнера, был ее поклонником, и хотел лично познакомиться с композитором. Их встреча произошла во время этой поездки в Германию - через несколько дней после состоявшейся в Байройте премьеры вагнеровского «Кольца Нибелунгов». Своим существованием знаменитый Вагнеровский фестиваль в Байройте обязан - помимо самого Вагнера - именно Людвигу II, на деньги которого в этом уютном городке на «Зеленом холме» возвели театр для опер его любимого композитора.
Ирина 21:29 #
Поразило еще и применение множества технических новинок и разработок того времени. Так в умывальнике короля лилась проточная вода от источника, расположенного выше замка, в столовой был установлен ручной лифт, который поднимал и опускал сервированный обеденный стол из кухни, лишая короля назойливого общества слуг. На кухне также лилась проточная холодная и горячая вода, был автоматический вертел для жаркого др.
Мира Мираж 21:33 #
Сколько всего интересного))) буду читать не спеша
Ирина 21:38 #
Внизу в деревушке Швангау… воистину королевская осень!
Ирина 21:46 #
Хотите взглянуть на Людвига Баварского? Вот его самый известный из всех парадный портет, изображающий двадцатилетнего монарха в форме генерала кисти Фердинанда Пилоти (1865 г.) Росту был 1,94 м.
Маруся 21:51 #
Красивый юноша, внешность романтическая.
Ирина 21:59 #
Именно, красавец писаный… и скромный к тому же… во многих его дворцах и замках почти нет его портетов. Про него много глупости сочинили… экскурсовод нам глаза то открыла)
Ирина 22:20 #
Баварцы очень любят Людвига, его замки и другие начинания принесли очень большую пользу Баварии. Так у замка Линдерхоф была построена первая в мире тепловая электростанция, которая давала электричество для замка. Для строительства Нойшванштайна и Херренхимзее были построены железные дороги, развивалась промышленность - в общем строительство замков дало мощнейщий толчок в развитии промышленности всей Баварии.
А сколько работы он давал подрядчикам, мастеровым, художникам… достаточно упомянуть, что над резным убранством его спальной комнаты в Нойшванштайне в течение полутора лет трудилось около 60 резчиков!
Ирина 22:29 #
Людвигу II устроили, конечно, пышные похороны, а сам он до сих пор считается олицетворением доброго баварского монарха - «единственного подлинного короля XIX столетия», как о нем сказал французский поэт Поль Верлен. Его очень ценил Бисмарк… вот только сам Людвиг политику не любил.
Ирина 22:32 #
Он был мессией красоты, полностью изменивший Баварию и создавший ей благосостояние на многие годы...
В момент его похорон, говорят, ветер перекрыл раскаты салюта и белые птицы с Мюнхена улетели!
Милена 18:05 #
Да… спальня поразила мое воображение.
Ирина 19:40 #
Есть много фоток в сети отдельных деталей, описаний что про что и как делали… да и вообще много фоток интерьеров… я просто не стала грузить тему.
Ирина 21:57 #
Так вот, как сказала экскурсовод, Людвиг планировал построить не один, а семь (семь, Карл!) замков/дворцов! И единственный завершённый при его жизни, который он очень любил, был Linderhof или так называемый липовый дворец - малый дворец для себя. Честно сказать на меня он произвёл впечатление не меньшее, если не большее, чем Нойшванштайн. Если вам не надоело про дворцы, могу рассказать про Линдерхоф тоже. Тур то был по замкам Баварии)
Стрелец Акайаннай 00:58 #
А давайте!)))
Ирина 19:29 #
Вы ж многобукв не читаете?)… но остаются тогда картинки, да же?)
Маруся 21:49 #
Какая невозможная красота!
Викторыч 21:52 #
Обалдеть! ) Но, внимательно читать буду завтра, сейчас у меня хоккей в НХЛ (в кои-то веки вечером, а не ночью!))
Ирина 21:58 #
до завтра!) у мну ещё и Мюнхен завалялся… кто заказывал, не помните?)
Викторыч 22:08 #
Помним, помним! ) Поди и на стадионе «Баварии» побывали:! (заранее отчаянно завидую!))
Ирина 22:10 #
только мимо проехали, но ручкой махнули… всё красным на этот раз светилось
Наталия Саратов 22:07 #
Ирина, спасибо за рассказ. С огромным интересом прочла, и так жаль Людвига II… Любовь к сказкам, интерес к красоте - ну конечно же, признаки душевной болезни… Впрочем чего иного и ждать от людей, отнесших любовь к психическим заболеваниям...
Не удивлюсь, если действительно Людвиг II покончил с собой. Убило окружение. Морально убило. Не выдержал прессинга. Хрупкие души у любителей прекрасного. Жаль...
Ирина 22:12 #
Спасибо, Наталия! Убило унижение… и чудовищная коррупция - королевские займы и кредиты разворовывали, а потом на него всё и спихнули. Всё как всегда и везде, ничего нового(
Ирина 22:27 #
А уж как Вагнер на нём поживился - эт прям отдельная история.
Милена 18:09 #
Какая красивая и печальная история жизни короля… Никогда особо не интересовалась, а ведь зря! Какой след оставил он в истории Баварии. Захочешь, не сотрешь))
И фотографии великолепны, рассматривала детали долго..
Ирина 19:37 #
Да, Вы правы… очень печальная история его жизни… в новой бисмарковской Германии «лебединому королю» Людвигу просто не было места… его тип человека по природе то гуманного, умного, доверчивого, честного и воспитанного - ну просто идеального монарха вроде бы, как это не парадоксально, именно благодаря всем этим качествам оказался не нужен своему государству. В то время, в определенном смысле он сам себя загнал на такую высоту, где все человеческие и моральные принципы не действуют. Он дошёл в своём идеализме до предела, его Царство Красоты оказалось черсчур далеким, чтобы жертвовать ради него меркантильными интересами обычным людям из реального скучного мира, лишенного романтики.Лебединые песни всегда печальны - сказка уступила место суровой реальности, но оставила свой след на земле. Людвиг Баварский проиграл все свои войны с веком, с ним обошлись жестоко, но он ушел загадкой, как и хотел и победил по очкам. Дон Кихота в истории помнят еще долго, как напоминание о том, что в этом материальном мире есть что-то еще.… Такие не проигрывают.
lana_rostov 13:06 #
Ира, где-то намекнула о том, что Вагнер пользовался доверчивостью и любовью Людвига и погрел ручонки. Расскажешь?
Милена 13:36 #
Лана, цепляюсь к тебе, а вообще это общий комментарий, для всех.
После этой темы я поставили себе цель прочесть Марию Залесскую. В серии ЖЗЛ эта книга называется «Людвиг II: Калейдоскоп отраженного света» и появилась летом 2018 года. Она не просто литератор, автор многих книг, Мария Залесская – специалист по истории музыки и истории Германии XIX века. Что мне показалось интересным, так это то, что ее перу принадлежит и другая книга, биография Рихарда Вагнера 2011 года, которая вызвала большой интерес как в России, так и в Германии, где её признали лучшей иностранной книгой о композиторе. Обе в свое время я благополучно пропустила, а теперь, благодаря Ирининой теме они войдут в мой список.
Милена 13:39 #
У нее есть и другие интересные книги, но пока я останавливаюсь на этом, судя по всему эта тема ее увлекает больше других, а значит информация будет самая развернутая.
lana_rostov 14:41 #
Спасибо, записала.
Ирина 13:39 #
может быть вечером попробую)
Ирина 20:34 #
Лана, про отношения Людвига с Вагнером уж сколько копей сломано, в двух словах и не поделишься… Милена тут рекомендует очень хорошую книгу Залесской… я вспомнила, что слушала несколько лет назад на ютьбье интерьвью с ней… надо бы и книгу поискать, мне такое интересно, там и про Вагнера есть.
Вагнер фигура сложная, противоречивая, не простая… его часто характеризовали как человека, попирающего святые узы дружбы и лишенного элементарного чувства благодарности, мелочного скрягу, жадного до денег и вечно спасавшегося бегством от своих кредиторов, антисемита, революционера, даже предтечей нацистской идеологии и любимым композитором Гитлера. Однако, это лишь поверхностное суждение.
Взойдя на престол, Людвиг сразу приказал найти Вагнера, находившегося тогда в бегах от долгов и кредиторов… они у него всегда были. Он как бы и не стремился заработать деньги посредством своих произведений, более того он хотел, чтобы его концерты были бесплатными и несли исключительно просветительскую, «очищающую» функцию, в целом его музыка - это не только искусство, это философия и религия.
Ирина 20:36 #
Когда Людвиг и Вагнер в 1864 года встретились, то встретились не просто два романтика, а два последних Романтика. У них была одна цель - вернуть в этот пошлый мир ускользающие идеалы романтизма. Но каждому поодиночке им это было сделать невозможно. Людвигу II нужен был духовный лидер и направляющий, а Вагнеру для осуществления своей эпохальной реформы не только искусства, но и всего человечества необходим был высокий покровитель, который бы помог ему преодолеть трудности в первую очередь материального характера.
Ирина 20:38 #
Людвиг решил собрать вокруг себя и Вагнера лучшие исполнительские силы Германии. Он стал его меценатом и настоящим другом, устранил всякую официальность мужду ними. Вагнер чувствовал себя по-настоящему окрыленным, ведь совсем недавно Вагнер в отчаянии восклицал: «Найдется ли государь, который поможет мне поставить на сцене мои произведения?» Людвиг же как раз и считал, что, помогая Вагнеру, он исполняет свою духовную миссию по переустройству мира.
Ирина 20:44 #
Но амбиции Вагнера были тоже «королевскими», он без конца требовал новую мебель, новый рояль, шикарный особняк… все его долги были погашены. Вагнер пробивал строительство своего театра сначала в Мюнхене… постройка впоследствии была осуществлена значительно позднее и не в Мюнхене, а в Байройте. Но именно с проекта строительства театра и началась трагедия.
Ирина 20:57 #
В адрес Людвига начали поступать первые обвинения со стороны баварского правительства в нерациональном использовании средств. Когда стало понятно, что отношения с Вагнером носят очень серьезный и далеко не мимолетный характер, в Мюнхене началась настоящая антивагнеровская кампания, травля в прессе, в театре освистывались его оперы. Говорили и писали «где Вагнер - там скандал». Претензии на роль королевского фаворита простить не могли, его ненавидели как протестанта и беглого революционера, не хотели видеть молодого монарха в роли его «марионетки». Вообщем, зависть - страшное чувство. К трону был приближен человек, социальное положение которого «не соответствовало занимаемой должности». Цинично даже подстроили демонстрацию народного недовольства.
К тому же в католической Баварии публичный роман Вагнера с Козимой фон Бюлов (женой придворного дирижёра и друга Вагнера, от которой у Вагнера уже была дочь, да к тому же все они вместе жили в одном доме) был совершенно невозможен. Людвигу пришлось растаться с Вагнером.
Ирина 21:05 #
Деньги Вагнер тратил непомерно, всё время в них нуждался… Людвиг помогал ему и потом с театррм в Байройте.
НО сейчас уже скрупулезно подсчитано, что всего за 19 лет, прошедших с момента личного знакомства и до смерти Вагнера, Людвиг II истратил на его нужды 562 914 марок (4 503 312 евро) (и весь этот долг был выплачен впоследствии семейством Вагнер баварскому правительству). Это 1/10 годового соержания баварского двора… да много, но и не ужас-ужас.
Ирина 21:17 #
И в завершение рассказа о необычной дружбе короля и композитора скажу лишь, что Вагнер и Людвиг II, как две одинаково заряженные частицы, оттолкнулись в противоположном направлении, придав друг другу определенный импульс. Жизнь короля отныне поворачивается в сторону своего трагического конца; жизнь композитора - к вершинам творчества и славы. Тем не менее, они продолжали несколько вымученно переписываться и редко встречаться. Последний раз король был в Байройте на премьере «Парсифаля». Это было последнее сильнейшее впечатление в его жизни. Интерьер роскошной виллы Вагнер в Байройте был украшен портретами Людвига, а перед входом стоял бюст короля.
lana_rostov 14:51 #
Благодарю!
Выплатить такой колоссальный долг баварскому правительству - офигеть просто.... Интересно, какие правовые основания требования были.
Ирина 20:15 #
Наверняка нашли что-нибудь, ибо крючкотворы немцы знатные)
Бегущая 18:43 #
Очень красиво! Нереально!
Ирина 20:10 #
Не удержалась и купила себе на память в сувенирном магазине фарфоровую кофейную чашку в королевском синем с красивым золотым оформлением… белая, лёгкая, с тонким краем и удобной держалкой - всё, как я люблю… к тому же у меня есть несколько неприкаянных блюдец от ломоносовского сервиза, теперь вот такая пара будет, подошли прям идеально - радуюсь и хвастаюсь!)
Милена 20:15 #
Симпатичная кобальтовая пара получилась))
Ирина 20:29 #
пасиб) пью теперь кофе сверх нормы)
Мира Мираж 23:10 #
Они как родные))))
Ирина 13:45 #
а золотой рисунок по краю блюдечка прям какое-то оперение напоминает)… и ширина золотой каёмки чашки и блюдечка совершенно одинаковая!
Мира Мираж 23:09 #
Потрясающее место… Умели же сроить. Как все гармонично. Особенно византийский стиль, для такого казалось бы католического места, неожиданно. Но византийский стиль он действительно императорский. А т.к. он не император, то логично, что трона нет. Еще мост над ущельем поразил… Людовиг 2 чем то Павла 2 напоминает… Он тоже был мистиком, замкнутым, мечтателем и тоже построил Михайловский замок. И тоже трагически погиб.
lana_rostov 10:07 #
Только Павла 1, наверное?
Ирина 13:30 #
да, Павел I… не легка доля монарха, строй замки, демонстируй власть и глянец...
Ирина 13:27 #
Византийский - это прежде всего христианский. А трон то и у короля должен быть, а как же без трона то… был уже и эскиз… просто не успели(
lana_rostov 13:59 #
да, его там явно не хватает, незримо присутствует и напоминает о несбывшемся
Хельга 09:23 #
Пряничный домик а не замок.
Ирина 13:24 #
ну вообще-то настоящий замок)
lana_rostov 10:10 #
Нойшванштайн! Моя несбывшаяся мечта.
Замок грез, царство мечты и музыки, овеянный загадочным туманом.
И сказочный Король-Лебедь, воплощением которого и стал Людвиг II.
Сердечно благодарю!
Ирина 13:23 #
Спасибо, Ланочка!Раз мечта, то когда-нибудь да и сбудется… может в ином варианте, но сбудется!
Викторыч 12:06 #
Вот что еще нашел:
Замок Нойшванштайн стал источником вдохновения для создателя детских сказок и мультфильмов Уолта Диснея. Именно этот замок изображен на эмблеме киностудии Walt Disney и послужил прообразом замка Спящей Красавицы в парижском «Диснейленде».
Путешествуя по Европе, Уолт Дисней в 1930 году побывал в Нойшванштайне, который очаровал его своей красотой. В 1955 году в центре первого Диснейленда построили замок Спящей красавицы, стилизованный под Нойшванштайн. Его же в 1959 году нарисовали в мультфильме, а в 1985 году силуэт «Лебединого замка» стал логотипом компании Walt Disney Pictures.
lana_rostov 14:49 #
Это, наверное, первое, что узнаешь о Нойшванштайне.
Ирина 20:18 #
Шеф, у Вас прям позднее зажигание)… у меня последняя фотка в теле поста как раз из серии «найди 10 отличий» Нойшванштайна и диснеевского замка спящей красавицы
Викторыч 20:20 #
Ага, я могу! ))
Ирина 20:22 #
Диснею, кстати, пытались запретить юзать Нойшванштайн, юристы работали… первый вариант у него был почти копией… затем он кое-что изменил и «упёрся рогом», так и спустили...
Ирина 20:30 #
Я возила детей в парижский Диснейденд в 2005 году… эмоций было просто куча, целый день там провели… устроено всё на высшем уровне, весь обслуживающий персонал маленького роста, маленькая железная дорога, маленькие дома… всё настолько мило, дружелюбно, по детски… замок, конечно, глаз не оторвать, облазили там всё… а какие шоу на территории парка проходят!
Викторыч 20:32 #
Это просто праздник какой-то! )
Ирина 20:32 #
Дети до сих пор помнят! Теперь уж внучек повезём)