На высочайшей из Араратских гор страдающий проклятием родового альбинизма рыжеволосый Ной в блестящем хитоне из тончайшей фольги и с потусторонним взглядом театрально распростер руки к Солнцу - и на небосклоне авторского кино мгновенно воцарилась новая звезда по имени Асса, буквально взорвавшая заботливо культивируемые властями столетние сумерки соцреализма. Эта картина моментально стала новым апокрифом неформальной рок-культуры, и фанаты поголовно сходили с ума по дерзким понтам подпольного рока, неожиданно построившего свой нарратив на библейской распаковке древнего архетипа, и коллективное бессознательное с маркером свободы радостно вырвалось из-под гнета ментальной цензуры, а на сценах даже провинциальных клубов и ресторанов в красных мерцающих бликах ритма уже вовсю тиражировались новые идолы, бесновался колдующий над ударной установкой барабанщик, гипнотизирующе проблескивала стильная серьга в ухе гитариста, шаманствующего в колеблющемся полумраке вспышек огней .
И под медитативный ритм песни «Мальчик Бананан» тишина застойного времени снова взрывалась энергией молодости и жажды перемен, а в перекрестных огнях прожекторов взметался лес рук. Этот авангард восьмидесятых искрил и переливался терпкими смыслами, и непостижимая связь времен культовой картины подпитывала современников былой силой и чистотой. И словно в нирвану погружался зритель в этот романтический эскапизм, с его психоделическими снами наяву, где переплелась жизнь страны с судьбой отдельной личности и тихо ворожила музыкальная притча о золотом городе, чертила чистый профиль мадонны на фоне седых туманов зимней продрогшей Ялты .
Это стильный культовый фильм, с его пронзительной ностальгией и многочисленными творческими находками, виртуозной стилистикой и легендарными личностями. Каждый его кадр уникален, живая история легенды. Примерно в те же годы вышли фильмы «Игла», «Такси-блюз», «Курьер», «Настройщик», «Мой друг Иван Лапшин». Я тогда жила в тепличных условиях, словно во сне в замке у доброй волшебницы из сказки «Снежная королева», у которой во дворе круглый год стояло лето. Смотрела, к примеру, «Интердевочку», и не понимала, а какое это отношение имеет к нашей стране.
Это, скорее, фильм-впечатление, в котором отражается атмосферность той эпохи. Не знаю, как насчет трезвого реализма, а настроение того времени режиссер передал, на мой взгляд, блестяще. И ключевым символом фильма считаю песню о Золотом городе, которая по сути является притчей, мечтой о городе солнца и проповедью добра и даже толстовского вселенского смирения и всепрощения. То есть, для меня этот фильм в большей степени эстетический манифест. Есть фильмы с медитативной стилистикой, которые словно погружают зрителя в какое-то трансовое состояние. Таким раньше были для меня «Солярис» и «Сталкер» Тарковского, и сцена в библиотеке в первом и сцена дождя во втором буквально завораживали. А сейчас, при последнем просмотре, поняла, что и «Асса» однозначно тоже. И любимый момент, когда Алика и Бананан поднимаются по канатной дороге под мелодию Золотого города. Этот эпизод воспринимается очень поэтично, словно медитируешь .
Удивительно, но Крымов мне почему-то симпатичен, судя по всему, он впервые влюбился и испытал доверие к Алике, но природу не обманешь и ничего с этим не сделаешь, девушку тянет к ровеснику, он ей более близок буквально во всем. Представляю, насколько Крымову это было больно. Любому человеку больно, когда ему предпочитают другого, а тут ещё и кризис среднего возраста и понимание что он, со всем своим огромным влиянием, все равно не может тягаться с обычным парнем, который для него полный ноль и которому можно, как лакею, свысока сунуть рубль .
А Алику я не идеализирую. Девочка уже вкусила запретный плод, живя с влиятельным папиком, и непременно вернулась бы к нему, если бы он каким-то чудом сам отпустил ее к Бананану. Чистая любовь бывает иллюзорной и часто не выдерживает испытания нищетой… Бедный Бананан, он хотел быть свободным в насквозь несвободном мире. Проявил силу воли, чтобы не продаваться, как другие, не принял общих правил игры и в итоге печальный конец.
Коммуникативная труба понравилась. )) И очень остро выглядит поединок Крымова и Бананана. Крымов, кстати, в отличной спортивной форме. Молодому парню такая форма даже не снилась. Получается, в море Крымов его сначала пожалел, или же это было всего лишь первое китайское предупреждение… Но, так и не поняла, кого все-таки любила Алика. Она ведь сказала Бананану, что любит Крымова. И в это очень верится. А к парню, кмк, у нее было чисто дружеское отношение, и, если бы Крымов не повел себя как дурак, не случилось бы трагедии. Могу представить себе всю силу ревности Крымова. Он весь такой крутой, а его обожаемая Алика вроде бы влюбилась в нищего парня, который для него слабак и щенок. Сцена на море шикарно поставлена. Здоровый, прекрасно тренированный мужик вытащил из постели этого на вид довольно хилого паренька и потащил по сути топить, как тот наверняка понял. И Бананан покорно поплелся с ним.
А как ему надо было поступить? Вместо того чтобы реально взглянуть на ситуацию, он ещё и дразнил всемогущего Крымова своими песнями про Козлодоева. Не вижу тут особого героизма. Вижу дурацкий юношеский максимализм. Потому что жаль парня. И жаль всех героев.
Обаятельный Гонщик 21:35 #
Вопросов много, но надо ли на них отвечать непременно.? Культовый фильм, это да!
Лана Кобета 21:50 #
Честно говоря, вообще не ожидала что кто-то будет комментировать этот пост. Фильм незаслуженно забыт. Но я недавно посмотрела его заново и так впечатлилось, что захотелось его обсудить.Пусть пост висит.
Обаятельный Гонщик 23:50 #
Нормальная тема, пусть !
Викторыч 01:12 #
По меньшей мере уговорили пересмотреть этот фильм. Честно говоря, я его совершенно не помню. Поэтому и сказать что-то по существу нечего...
Лана Кобета 01:50 #
Ура! Завтра ещё напишу по содержанию.
Лана Кобета 01:52 #
https://youtu.be/G21vnh-p4tk
Лана Кобета 01:53 #
https://youtu.be/0Oe-n8f2Xv8
Маруся 08:34 #
Я прекрасно помню фильм Асса, очень большое впечатление произвел тогда. Потом всё хотела пересмотреть, но так и не удосужилась. Да, Крымов в исполнении Говорухина очень харизматичен и вызывает симпатию: спокойный, деловой человек, предприниматель. А потом также спокойно и по-деловому берет за горло смертельной хваткой Альберта, которого называет своим другом. Спокойно, быстро и эффективно решает проблему соперника: нет человека-нет проблемы. Я думаю, что эта метаморфоза так потрясла Алику, что она взялась за пистолет: спокойный, умный, деловой человек вдруг обернулся безжалостным и бесчеловечным убийцей.
Маруся 08:36 #
А больше всего в фильме мне понравился Баширов-майор: Прошу прощения, был нетрезв! ©)))).
Сейчас посмотрела описание фильма на Кинопоиске, с удивлением увидела, что там была еще историческая линия, которую я совершенно не помню.
Лана Кобета 09:08 #
Баширов в этой маленькой роли великолепен. .
У каждого уважающего себя криминального авторитета, как и у Воланда, непременно должна быть свита. Но «свита» Крымова какая-то беззащитно - карикатурная получается. Вызывающий жалость лилипут, вечно в стельку пьяный лже-майор и даже Алика -Маргарита в итоге оказывается в его судьбе роковой черной меткой .
Маруся 09:23 #
И таки да, культовая сцена на канатке под песню Город золотой. Я когда впервые попала в Ялту, именно из-за этой сцены хотела прокатиться на канатке, и именно эту песню до сих всегда вспоминаю в кабинке.
Маруся 09:24 #
Ой, не туда прикрепила комментарий, нужно было ниже. )))
Лана Кобета 10:02 #
Это неважно.
Лана Кобета 10:05 #
Зимняя Ялта великолепна. И канатная дорога для меня тоже всегда ассоциировалась с этим фильмом.
Обаятельный Гонщик 10:26 #
Ни майор, ни карлик свитой Крымова не являлись. Его люди, это Сван и другие.
Лана Кобета 09:05 #
Как приятно, что фильм заценила не только я.
И удивительно, что первый раз смотрела давно и не прониклась его атмосферностью, а сейчас через много лет увидела совершенно новыми глазами, смакуя просто покадрово и отметив все художественные достоинства и многочисленные отсылки к художественным произведениям и другим кинолентам. И музыка там феерическая.
Лана Кобета 09:10 #
Я тоже не помнила историческую линию. А теперь поняла , что Крымов и Павел в чем-то ментальные двойники. Крымов -хозяин жизни, у него все схвачено, все ему подчиняются, он имеет молодую любовницу с лицом мадонны, а что в итоге? Он так же бесконечно одинок, как Павел, которого даже близкие родственники предали. И, казалось бы, такого всемогущего Крымова убивает совсем юная и вся воздушная, романтичная любовница. Его могущество оказалось мнимым, как и власть Павла, за которого никто не заступился. И деньги оказались бессильны. Одиночество в итоге перечеркивает тот мощный ресурс, который человеку дают деньги и и власть. И ещё мне кажется, что историческая параллель как-то связана с песней Цоя Перемен.
Лана Кобета 09:14 #
Видимо, для Алики Крымов был супергерой. Она видела его в романтичном ореоле, и, когда тот устранил Бананана, ее на самом деле поразил этот зашкаливающий цинизм.
Милена 09:40 #
Фильм мощный.
Меня он сильно поразил когда-то. Я расстроилась за девушку, за многое...
Я его пересматривала позже и уже совсем иначе оценивала этих людей. Уже меньше сопереживала и наверно, меньше понимала. Чтобы говорить детально, мне нужно заново смотреть. Сейчас я помню лишь музыку… Она сразу после премьеры запомнилась и врезалась в память, не только потому, что везде звучала. Она была очень созвучна внутреннему состоянию. Это была музыка поколения, наверно. У меня в тот период была очень яркая, полная новыми впечатлениями и людьми жизнь. «Асса» тогда не оценивалась нами как серьезный эпизод. Посмотрели и посмотрели… Юг рассматривали: "… а вот там мы были, помнишь?" А вообще-то да, это был фильм- веха. Можно говорить, что он - признак времени...
Лана Кобета 10:10 #
Лена, мне вообще все фильмы Соловьева нравятся. К примеру, он прекрасно экранизировал Анну Каренину. Тоже можно будет поставить пост, там есть о чем поспорить. У него Каренина Олег Янковский играет и, кмк, по -другому подает характер , чем изобразил мужа Анны Толстой.
А Крымов для меня -современная версия Лопахина, для которого бизнес - личный Божок и который ради денег пойдет на все, это его преступное будущее ( такого милого в начале своего пути Лопахина ) но уже в современном мире .
Маруся 10:50 #
Крымов- это не современный делец, а подпольный цеховик, по сути своей преступник, при социализме предпринимательство было запрещено. Я сейчас посмотрела, закон «О кооперации», который разрешил людям заниматься предпринимательством, был принят только в 1988 году, а действие фильма происходит в начале восьмидесятых.
Лана Кобета 12:29 #
Понятно, но я о внутренней сути.
Татьяна-liliana 10:30 #
Самое лучшее в этом фильме - песня «Город золотой». Раньше я думала, какой же Гребенщиков гениальный, потом узнала, что автор не он и разочаровалась в нём).
Ну ещё артисты интересные, Друбич хорошенькая.
И, конечно, Ялта - знакомый и любимый город.
А больше для меня там ничего интересного нет и пересматривать не хочется.
Лана Кобета 10:38 #
Спасибо за мнение. Примерно такое же впечатление от фильма было у меня, когда смотрела его первый раз, а потом очаровалась. Любовь со второго взгляда.)
Санакунэ Джюкел 11:00 #
Самое лучшее в этом фильме - песня «Город золотой»
Изначально в ней «над небом голубым » было. Б Г просто не расслышал и по своему переделал. А из фильма, почему то только Баширова в ресторане помню.) Надо пересмотреть...
Лана Кобета 12:31 #
Кстати, это летчик -самозванец тоже вносит в сюжет свою эмоциональную нотку, очень узнаваемый типаж, с его какой-то беспринципной пошлостью, которую актер просто гениально передал совсем малыми усилиями, одной только мимикой. Баширов здесь вообще король эпизода.
Здорово будет, если посмотрите и напишете о впечатлениях.
Маруся 10:45 #
Я считаю, что для тех времен, а это 1987 год, начало перестройки, фильм был очень новаторский, прорывной, очень свободный. Тогда ведь сцена с милиционером, который заставляет Бананана снять серьгу с фотографией Алики, это вполне реальный эпизод недавнего времени. Казалось бы, кому мешает серьга в чужом ухе? Но нет: низзя, неположено! А сама тема подпольного предпринимательства, респектабельного бандита, вообще была запретной. Лана пишет, что свита у Крымова жидковата, а вспомните, какие были бандиты и «народ для разврата» в Калине красной - вообще пародии. Поэтому фильм был просто бомба для того времени. Еще и Цой спел в конце «Перемен» - революция, практически.
Обаятельный Гонщик 11:59 #
Я в 80-х занимался авторалли и носил на правой руке браслет цепной с бляхой - ФИО и группа крови. И был профоргом отдела. Меня вызвал профсоюзный заводской босс и заставил снять браслет- типа, как у эсэсовца!
Лана Кобета 12:21 #
Ничего себе! Но вы, наверное, потом его снова надели. ))
А так да. Даже старшеклассницам запрещали краситься и носить в школу сережки. И, кстати, под запретом был просмотр некоторых видеоматериалов, чтобы не страдала нравственность советского человека. )) На самом деле это было бесцеремонное вмешательство в личную жизнь.
Викторыч 12:33 #
Ну почему же бесцеремонное? ) Вполне себе церемонное, т.е. с объяснениями - нельзя, потому что… Понятно, что эти объяснения кому-то сильно не нравились. Но это уже другая тема...
Лана Кобета 12:39 #
Это я о фильме Зависть богов.
Личную жизнь строго регламентировать все равно нет смысла. Человек просто уйдет в свою раковину.
Обаятельный Гонщик 12:54 #
Я сделал другой - быстросъёмный. А первый был вообще несъёмный - звено цепи левой рукой подгибалось.
Larisa Kyiv 13:42 #
Я училась в 4-х школах в разных городах и нигде, даже в самой глухой провинции не запрещали сережки. Помню, в старших классах, наша классная вызвала в школу родителей девочки за туфельки на небольшом каблучке, его еще называли школьным)) На минуточку, папа ее был начальником городской милиции - у семьи был достаток и положение, но учительницу это не смутило. Похоже, родители все-таки отстояли своего ребенка - туфельки она продолжила носить))
А у ж в Киеве в 10м девчонки и красились, и мини на пределе носили. Но у нас классная была продвинутая, защищала своих не педсоветах)))
Думаю, как во все времена находятся ярые блюстители режима - если больше нечем завоевать уважение.
Лана Кобета 18:23 #
Все зависело от учителя и администрации школы. Лично видела, как удаляли с урока накрашенных девочек. А сережки снимали с учениц в каком -то фильме.
Маруся 19:57 #
У нас в школе директор самолично стоял на входе с линейкой и измерял длину юбок у девочек - чтобы было не выше 20 см от колена. Это примерно в 74-74 году, когда моя сестра заканчивала школу. И парней с длинными волосами не пускали в школу, но когда после этого группа ребят побрилась налысо, у них тоже были проблемы. ))) Когда я заканчивала школу на пять лет позже, юбки уже не измеряли, но краситься и носить украшения не разрешали.
Лана Кобета 20:32 #
Такие реалии тоже у меня в памяти. Это было мощное поражение личности в правах. Начинается всегда с мелочей. Хотя то время и люблю, но все отрицательные моменты помню.
Обаятельный Гонщик 21:49 #
В моём 10 классе от нас отказалась училка физики (типа из-за меня) и я вдвоём с ещё одним пацаном готовился и преподавал классу физику. Тогда проходили интерференцию и дифракцию.
Потом меня валили на экзамене, но не смогли.
Такие времена.
Обаятельный Гонщик 21:51 #
А в 9-м классе отказалась училка географии и тоже из-за меня. Географию отменили и по окончании уч.года устроили экзамен. Фамилия училки Блохина-Собакина. Без шуток.
Обаятельный Гонщик 21:52 #
Но тогда термина училка не было.
Лана Кобета 23:38 #
А я мысленно сравниваю фильм Доживем до понедельника со Словом пацана. Какие все- таки разные дети. Поставить бы об этом пост.
Лана Кобета 23:37 #
Круто! Надо же было хорошо знать предмет.
Larisa Kyiv 14:00 #
Ну, сейчас запретов тоже хватает. А некоторые свободы - это вам не сережки, свихнуться можно от современных свободных нравов))
Лана Кобета 12:18 #
Согласна, что фильм -бомба для того времени Мне тоже понравились реалии тех лет. Я вообще ностальгирую по тому времени, несмотря на такие вопиющие эпизоды , как сцена в участке .
Larisa Kyiv 12:02 #
Фильм смотрела, когда только вышел. В кинотеатре. Тогда еще мало фильмов выходило, поэтому еще успевали следить за новинками. Я тогда не очень прониклась смыслом - и тогда и сейчас это очень не про мою жизнь. А Ялта в фильме - да, хороша, атмосферна. Мы тогда жили в Севастополе и именно в зимне-осенне-весенний период часто на выходные ездили в Ялту, гуляли, дышали морем и самшитом, ели блинчики на набережной, обедали в ресторанчике у водопада Учан-Су.
Для меня фильм культовым не стал - я уже была старше, чтобы так проникнуться настроением бунтарства, да и вообще далека от подобного творчества. Цой для меня вообще пустое место. Я помню, как на каком-то празднике на работе кто-то из молодых под гитару запел вот эту Цоевскую про перемены. И вдруг к нему начали подходить и подпевать один за другим почти вся наша НИЦовская молодежь, прям буквально плечом к плечу выстроились и пели, такие «орлята учатся летать»))). Помню свое изумление. Гребенщикова я в то время как-то еще воспринимала, потом все меньше и меньше хотелось слушать и вникать в его завывания, но Город золотой нравился.
А вообще интересно пересмотреть фильм, зная реальные последствия тех перемен. Соловьева и Говорухина уважаю, но так сходу и не вспомню, что видела.
И да, простенькие Интердевочка и Маленькая Вера тогда больше поразили своей откровенностью))
Лана Кобета 12:25 #
Лариса, рада видеть. Помню вас. Очень интересно написали о своем впечатлении.
Будет здорово, если заново посмотрите, Я получила даже какое- то чисто эстетическое удовольствие. И поэтому начало поста у меня такое метафорическое. Специально играла словами, чтобы лучше передать свое отношение в фильму как к яркому явлению ..
Larisa Kyiv 13:54 #
Спасибо, взаимно.
Сейчас смотрю, но пока не прочувствовала. Мне так же неприятны и неинтересны персонажи, их отношения и окружение.
Лана Кобета 18:28 #
В фильме довольно много чернухи, но именно это делает его жизненным., как и фильмы Звягинцева, например .
Ли 13:50 #
Есть и продолжение фильма Асса, это фильм Анна Каренина или Асса-2. Ко всеобщей радости Бананан оказался жив, его вовремя выловили из моря. Но уже не чудит, как прежде и не поёт, а торгует семечками на базаре. Вот такая послеперестпречная философия. А трезвомыслящий Шнур — новый голос совсем не бунтарской эпохи — напомнил о том, что «мы уже не ждем перемен, и никто не умрет молодым».
Лана Кобета 18:26 #
Знаю, но опасаюсь смотреть сиквел, чтобы не потерялось очарование от фильма, тем более если финал был трагический , не хочется мысленно переигрывать ситуацию.
Лана Кобета 18:30 #
В фильме есть какая- то притчевая мудрость.
И то, что ГГ живет в заповедном мире снов, очень узнаваемо .
У меня возникает ощущение, что его герои погружены
в странный психоделический сон, как в сказке Спящая красавица
Маруся 20:00 #
В целом согласна, но не поняла кто это ГГ?)))
Лана Кобета 20:26 #
Главный герой. Бананан. Он сам так о себе сказал, что живет в мире снов.
Мне кажется, если бы Крымов не стал с ним соперничать, а спустил ситуацию на тормозах, Алика от него не ушла бы. Она ведь призналась, что любит Крымова. А к мальчику скорее всего у нее было больше дружеское отношение. Крымов сам придумал себе соперника и постарался скорее его уничтожить. Видимо, сказался кризис середины жизни, закомплексовал .
Такие люди, как он, подозрительны и всегда ждут предательства от других.
Но сцена в море психологически сильная… Как я понимаю., в душе Крымова идет внутренняя борьба. Ему, наверное, было немного жаль Бананана. Не совсем он чудовище.