Друзья мои, 25 октября весь мир отмечал День оперы! Этот уникальный вид музыкального искусства вот уже более 400 лет соединяет людей силой искусства, помогает развивать понимание и толерантность.
Большинство опер - результат сотруднечества композитора, который пишет музыку и либретиста, который пишет текст. Дата выбрана не случайно: на неё приходятся дни рождения великих композиторов - Жоржа Бизе и Иоганна Штрауса.
В нашем театре прям в этот день была премьера оперы «Спящая красавица», но тогда у меня не срослось. А сегодня я вот только что вернулась со второго представления и несу впечатения сразу в нашу группу)
Это опера немецкого композитора Энгельберта Хумпердинка, его имя вам ничего не скажет, он у нас специализировался в написании музыки к сказкам, известен также в немецкоязычных странах, написал успешную оперу «Гензель и Гретель», ну где пряничные домики)
Готовился наш театр к этой опере ещё с лета, на сайте театра рассказывали подробно как шёл кастинг, как создавались костюмы, приглашали детей да и взрослых за кулисы.
Получилось очень красочно, живо, с использованием всяких современных прибамбасов и трюков. Либретто там конечно отходит от сказки, нафантазировали вволю.
Особенно впечатлил момент, когда принц как бы отправляется на небо к звёздами, луне и солнцу, ибо он ищет потеряные кольца, чтобы спасти принцессу и жениться на ней. Так вот хор в темноте с игрой света на ладошках, танцах, хороводах просто заворожил. Вообще когда поёт 20-30 человек хора, то чувствуется прям опера-опера)
Злая фея была очень характерная, да и четыре добрые феи, олицетворяющие как бы времена года, старались вполне себе, отсвечивали причудливыми костюмами, зима так вообще каталась временами на маленьких вмонторованных в подошву роликах, как на коньках.
Были ещё и сцены как бы из под земли, всякие козни злой волшебницы и, конечно, торжество добра и любви.
Словом, я получила заряд энергии, эстетическое удовольствие и уже впадаю понемногу в предрождественское настроение...
Вот тут можно посмотреть для представления небольшой ролик с сайта театра.
И в заключении хоть и с опозданием, но всё же поздравляю всех с красивым оперным праздником! Желаю себе и всем нам, чтобы несмолкаемый зов надежды, веры в счастье, любовь всегда манил нас, театралов и не очень таковых, в неведомые закоулки собственной души, заставляя открывать внутри себя всё новые, неповторимые вселенные, - в этом и есть волшебство оперы.
Ирина 03:05 #
Фотографий у меня совсем немного, только с сайта театра в основном, в зале никто не фотографирует и перед началом просят выключить телефоны.
Поэтому предлагаю просто потрындеть про оперу, ну кто хочет конечно, может быть вспомнить какие-нибудь данные про композиторов, фильмы про оперу или ещё что-нибудь.
Ирина 03:08 #
Парадокс заключается в том, что этот праздник, день оперы, отмечается в день рождения Жоржа Бизе, чья «Кармен» потерпела полный провал на премьере, и это стоило композитору жизни: Бизе умер через три месяца после фиаско своего детища, не дожив несколько месяцев до его триумфа.
Ирина 03:09 #
25 октября еще и день рождения Галины Вишневской, нашей оперной дивы.
Ирина 13:04 #
Премьера второй по счету оперы Глинки «Руслан и Людмила» тоже провалилась. Император Николай I покинул зал, не досмотрев представление до конца. Его примеру последовали и многие другие зрители. Современники поговаривали, что Глинка не особо старался при ее написании – у него даже не было цельной партитуры, лишь несколько отрывков. Из них он и «собрал» оперу. В дальнейшем опера имела ошеломляющий успех – ее ставили 32 раза в театрах Москвы и Петербурга!
Ирина 13:05 #
Провал должен был постигнуть и оперу Гуно «Фауст», но находчивый импресарио придумал хитрый ход: раздал билеты беднякам и объявил о том, что все билеты проданы. Вместо провала «Фауста» ждал аншлаг!
Ирина 03:28 #
Официальная дата рождения оперы – 1598 год по флорентийскому календарю - когда была написана опера “Дафна” на либретто поэта Оттавио Ринуччини и музыку Якопо Пери и Якопо Корси.
Итальянский композитор Джоакинно Россини написал больше всех опер - 39. У самого Верди - 26 опер. У Моцарта - 14 опер.
А вот только одну оперу - «Фиделио» - написал немецкий композитор Бетховен. У Вагнера 13 законченых опер.
Отец руской оперы считается Глинка, он написал 2 оперы. У Чайковского - 10 опер. У Римского-Корсакова - 15.
Самая «быстрая» опера – «Севильский цирюльник» Россини. Она была написана всего за 2 недели.
А одна из самых «долгих» - опера «Князь Игорь». Ее автор – профессор, академик Медицинской академии, химик А.А. Бородин. Он писал свою оперу 18 лет. Но так и не успел дописать до конца. Заканчивали оперу два его друга - Н. Римский-Корсаков и И. Глазунов.
Ирина 04:43 #
20 июня 1991 года в Вене знаменитый Плачидо Доминго сыграл роль Отелло из одноимённой оперы Джузеппе Верди. Зал аплодирова ему час и 20 минут и вызывал на поклон 100 и один раз. Тем самым установив мировой рекорд по длительности аплодисментов, который и занесён в книгу рекордов Гиннеса.
Ирина 04:44 #
Энрико Карузо был тенором, но его голос мог меняться в достаточно широком диапазоне. Так во время исполнения «Богемы» Пуччини бас шепнул ему, что потерял голос. Карузо посоветовал просто открывать рот, а сам исполнил арию, повернувшись спиной к зрителям. Подмены так никто и не заметил.
Милена 09:24 #
Про «Князь Игорь» я бы особо отметила… Всё правильно вы написали. Бородин не был композитором по образованию! Это его душа, хобби, разносторонние увлечения и знания… Он истинный петербуржец, поэт в душе, тонко чувствовал и понимал музыку. Но он работал, преподавал, лекции, огромная загруженность. В свободное время сочинял музыку и делал это очень ответственно… Из-под его пера не выходили сырые, любительские произведения. Например, каждый эпизод его оперы был идеальным, не требовал каких-либо доработок или правок. И не дописал свою оперу может быть потому, что ему просто не хватило времени. Умер в 53 год от сердечного приступа...
Далекие от оперного искусства люди сегодня легко напевают «Улетай на крыльях ветра...» Вот она, судьба шедевра - любовь слушателей.
Милена 09:58 #
Мне повезло прослушать ряд лекций по русской музыкальной литературе, был у нас необычный преподаватель, работавший недолго, но давший поразительный материал по темам Бородина, Мусоргского и других великих русских музыкантов. Мы вели конспекты, рисовали в них, тут же писали ключевые мелодии, напевали их и запоминали движение гармонии, чтобы потом узнавать это на экзаменах… Какое было хорошее время))
Ирина 12:49 #
Спасибо, Милена! Я б сейчас сама с удовольствием разборы опер послушала. В инете этого добра сейчас полно, но хайпуют часто и пургу несут, мало что заходит.
Викторыч 09:51 #
Энгельберт Хампердинк - так было написано на моей пластинке фирмы «Мелодия» - был вполне себе известен на просторах СССР. ) Не знаю, писал ли он тогда оперную музыку, но как эстрадный певец был весьма неплох, эдакий наш, «демократический» ответ «западному» Тому Джонсу. )
Милена 10:13 #
В двухтысячных он не один раз у нас был на гастролях (Москва и Петербург) и еще приезжал на Новую волну (Игорь Крутой его приглашал). Но я лично не была на концертах, к сожалению.
Ирина 12:53 #
Это был британец Дорси. Он даже Султана в грузинском музыкальном фильме 1990 года «Али Баба и сорок разбойников» сыграл. Последний раз пишут, что выступал в 2013 году на фестивале «Белые ночи Санкт-Перетбурга».
Милена 14:21 #
Поняла. Незнание языка не снимает ответственности))
Ирина 12:37 #
Ох и запутали вы меня, Викторыч!) Сама то я это имя впервые услыхала, ещё подумала какое занятное имя для немца… но смутно что-то крутилось в голове рядом с Вагнером… времени на форшунг/изыски у меня не было… хотела уже «у» на «а» менять… но не тут то было… Оказывается это два разных Хумпердинка!) Мой немец-пруссак пишется через «у», 1854-1921гг. Был под влиянием творчества Вагнера, даже преподавал музыку сыну Вагнера Зигфриду.
Ирина 12:42 #
А ваш - это Арнольд Джордж Дорси, британский певец 1936 г.р, взявший специально в качестве псевдонима труднопроизносимое имя немецкого композитора конца 19 века, заменил вторую букву на английсую «а». И да, в СССР и потом в России он был известен. Он даже выступал за Великобританию на Евровидении 2012. Вот такая у нас не опера получилась)
Викторыч 13:50 #
Зато какой занятный узелок распутали! )) Действительно, интересная ситуация с «однофамильцами», спасибо за подсказки! )
Ирина 13:54 #
Спасибо за мотивационный «пинок»)
Ирина 13:22 #
Поспамлю немного в тему оперы… Это парижская Гранд-опера - один из тех театров, куда идут не столько ради постановок, сколько ради роскошных интерьеров. Недаром Гранд-опера входит в топы достопримечательностей города наравне с Лувром, музеем Орсе, собором Парижской Богоматери и Эйфелевой башней.
У неё интересная история создания, помпезно украшеное здание, вход в театр есть с каждой стороны здания, умопомрачительные росписи внутри в духе картин эпохи Возрождения.
Зал вмещает до 2000 зрителей. Сцена тоже поражает масштабом: её ширина 30 метров, а глубина - 37. Но и это ещё не предел - пространство увеличивается. За сценой есть ещё одно помещение - танцевальное фойе для разминки артистов перед выходом. За счёт этой комнаты сцену можно сделать глубже на 13 метров, убрав перегородку.
Потолок расписан Шагалом.... 8-тонная люстра… место в ложе N 5 никто и никогда не занимает… согласно легенде оно принадлежит Призраку оперы)
Ирина 13:29 #
Там вроде бы за два часа до начала представления по живой очереди можно купить стоячие билеты на галёрку. Целый день проводятся экскурсии по театру, как и во всех больших и знаменитых театрах мира… моя дочь была там, когда жила во Франции по обмену школьников, много рассказывала, эмоции просто бурлили)
Милена 14:22 #
Тут только кино снимать... Настолько это живописно выглядит. Никакие декорации такого не воспроизведут!
lana_rostov 17:50 #
Изумительной красоты зал.
Ирина 13:39 #
Ну и нашу роднулечку - как жеж без Большого!!!
Четвёртое по счёту здание театра. Колоннам восстановили истинный их цвет - холодный оттенок слоновой кости. Каждый год перед зданием обязательно высаживают два сорта тюльпанов – «Галина Уланова» и «Большой театр», которые были выведены еще в начале XX века голландским селекционером Дереком Виллемом Лефебером.
На легендарной сцене Большого поставили около 900 произведений! Занавес из золотых нитей меняли два раза.
Машу ему ручкой виртуально и мечтаю когда-нибудь посетить!!!
lana_rostov 18:14 #
Тоже только в новом зале была, историческое значение было на реконструкции.
Ирина 20:46 #
Везёт, всё равно в Большом уже побывала)
lana_rostov 18:18 #
Травиата тоже провалилась премьерная.
Роли были поручены невесть как...
И только потом обрела мировую славу.
Обожаю фильм -оперу с Пласидо Доминго и Терезой Стратас
Режиссёр – Франко Дзеффирелли
Для меня это непревзойденный идеал постановки.
Ирина 20:38 #
«Травиата» (в переводе с итальянского «падшая») по музыке захватывает прям с первых нот. Вот только героиня и романа «дама с камелиями» и оперы была куртизанкой, заболевшая чахоткой, а театральные сопрано были весьма пышных форм и хоть и покашливали, но доверия у зрителей не вызывали, публика смеялась… но после первых показов публика повалила.
История скандальных любовных отношений имела некоторые схожести с личной жизнью самого Верди, ибо он связал судьбу с певицей Джузепиной, которая имела далеко не лучшую репутацию и троих детей от разных отцов. И ни один из них не был её мужем. На протяжении двенадцати лет Верди жил в атмосфере всеобщего порицания и осуждения. Но затем они поженились в 1859 году.
Ирина 20:39 #
Фильм Дзеффирелли классный, да!
lana_rostov 19:26 #
Ещё здесь напишу.
Для любителей оперы. На канале Культура сегодня в 21.45 по московскому Мадам Батерфляй.
Для Иры, есть трансляция на канале Культура.
Ирина 20:32 #
Спасибо.