5 декабря – день смерти Моцарта… всего 35 было ему… сегодня 233 года со дня его смерти.
«Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта – одно из самых загадочных произведений в мировой музыке. Удивительная история его создания завораживает также как и флёр незавершённости произведения, но более всего потрясает феерическое воздействие шедевра на слушателей. Создаётся ощущение, что в этом произведении композитор в чём-то переступил грань собственных невероятных возможностей, шагнув за горизонт чуда, за грань совершенства.
И это при том, что Моцарт, сам по себе - чудо, не имеющее аналогов. Смерть оборвала гения на полуслове, в момент, который мог бы стать переломным для всей истории музыки. Его полное имя было Вольфганг - Иоганн - Хризостом - Теофилус, последнее означает любящий бога. О да, эта любовь была взаимная!
Реквием написан на канонический латинский текст заупокойной мессы и состоит из 12 частей, 9 номеров для хора и 3 для квартета солистов. Это высокий жанр концертной духовной музыки, род траурной оратории до симфонического масштаба, концентрация скорби, подлинный ужас, трагический пафос.
Сейчас уже известно и кто заказал Реквием Моцарту за год до его смерти, и почему, и как он его писал и бросал, отвлекаясь, как всегда, на что-то другое, и кто дописывал. История этого заказа легла в основу маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» и стала кульминацией финала фильма Милоша Формана «Амадей». В 1840 году в Париже он исполнялся во время наполеоновских погребальных торжеств.
То, что не удалось операм Моцарта (их 14 у него) при его жизни, удалось его Реквиему - он быстро завоевал итальянские города: Венецию, Турин, Флоренцию, и Неаполь, потом проник в Варшаву, Лиссабон, Петербург, Стокгольм, а затем перешагнул и через океан.
Маэстро почти не оставил черновиков, писал начисто. Вот посмотрите на первую страницу партитуры Реквиема с почерком Моцарта. Достоверной информации о нём самом мало, потом создали миф гения, загадку гения, загадку смерти (и да, Сальери его не отравлял!) Верить можо только партитуре - верить можно только музыке Моцарта!
Здесь заметно удивительное сочетание стилей, характерная для барочной музыки полифония и богатство гармоний сочетается с чёткостью, балансом и элегантностью, присущим классическому стилю. Такой симбиоз создаёт уникальное эмоциональное напряжение и глубину, делая Реквием Моцарта не просто произведенем, отражающим его мастерство, но и музыкальным творением, исследующим самые загадочные уголки человеческой души и вечные вопросы жизни и смерти.
Я слушала Реквием Моцарта в базилике монастыря Вальдзассена - ничто не может сравниться с исполнением Реквиема под высокими сводами собора!
Монастырь возник на диких землях еще в 1133 году, сюда пришли самые стойкие монахи-цистерианцы, жесткие ортодоксы в религии, готовые осваивать новые земли во славу Господа и сделать свое служение как можно чище, избежать искушений, свойственных городам и крупным поселениям. Устав монастыря был строг, законы суровы, они селились подальше от людей, но ближе к Богу. Название Вальдзассен так и переводится «В глубине леса».
Войдя в большие двери базилики, я шагнула к решетчатому входу, и тут от красоты просто закружилась голова! Оторопь… ступор… Нечто кипельно-розовое, изящно-белоснежное обволакивало со всех сторон, солнечные лучи озаряли дивные росписи, статуи, золоченые детали. В глубине искрился алтарь, дорога к которому шла сквозь просто невесомые мраморные колонны, готовые улететь в небо при первом же неосторожном выдохе. Невероятная легкость во всем!
Лакримоза - лирический центр и драматургическая кульминация Реквиема. Только восемь (!) первых тактов написал сам Моцарт, дописывал её потом его ученик Зюсмайер. Части намеченных хоровых партитур были позже найдены в его набросках. На сегодняшний день существует 9 различных «реконструкций» Лакримоз!
Так послушаем же Лакримозу, что означает «Слёзная».
Многие, наверняка, запомнили эту музыку впервые и навсегда из фильма «Овод».
В Лакримозе Моцарт проявляет невероятную для своего времени смелость и новаторство в области гармонии - нисходящие хроматические модуляции производят впечатление всё большего погружения… Это изумительный и редчайший в музыке 18 века пример колористического использования гармоний.
Небольшой рильс из фильма «Амадей» 1984 года.
Могилу композитора так и не удалось найти. На кенотафе на кладбище святого Марка в Вене стоит плачущий ангел, а должен был бы улыбаться, как улыбался по жизни сам Вольфи и как улыбается нам сквозь века его музыка.
В конце поставлю уникальное и, пожалуй, самое лучшее исполнение Реквиема Моцарта потрясающим оркестром под управлением Герберта фон Караяна в записи 1987 года. Обязательно послушайте!
Закончу словами самого Моцарта: «Я могу уйти далеко от вас, но я всегда найду дорогу обратно, пока вы будете любить меня».
Светлая память великому гению. Моцарт будет жить вечно!!!
Alina 08:25 #
Нам в школе на уроке пения поставили Реквием Моцарта. Я неделю ходила под впечатлением.
Столько лет прошло, а все равно помню этот эпизод.
Ирина 20:59 #
Понимаю… я тоже в школе первый раз услышала.
Маруся 10:01 #
Столько воспоминаний у меня от поста Ирины. На фильм Амадей меня водил мой бывший, а тогда еще будущий муж. Фильм произвел на меня очень большое впечатление, но я сейчас поняла, что помню только впечатление, сам фильм помню очень смутно. Решила, что нужно его пересмотреть. На Кинопоиске его нет, просто поставила галочку «Буду смотреть». Зато он есть на рутубе и вКонтактВидео. Фильм длинный, надеюсь в ближайшие дни посмотрю.
Ирина 21:07 #
Пасиб, Маруся! Да, в своё время о фильм Формана сколько копей было сломано, но его помнят до сих пор!
Маруся 10:03 #
Видео сегодня вообще не грузится, к сожалению. Вместо видео - чёрные квадраты Малевича.
Ирина 21:07 #
сожалею, надеюсь что «просветление» может быть словите
Викторыч 21:10 #
Да ничего страшного. Действительно, ютуб то идет, то не идет, просто ловить момент. А фильм Формана определенно надо пересмотреть. Помню, он мне очень понравился в свое время.
Викторыч 21:22 #
Ну и забрал, недолго думая… на новогодних выходных посмотрю.
Маруся 10:08 #
А Реквием полностью в живом исполнении я впервые услышала буквально на днях - 15 ноября ходила в филармонию на Двойной концерт в исполнении Омского симфонического оркестра, четырех хоров и четырёх солистов. В одном концерте исполняли Реквием Моцарта и «Carmina Burana» К.Орфа. Должна сказать, что я до сих пор под впечатлением.
Маруся 10:13 #
Я раньше вообще не увлекалась классической музыкой, да и никакой музыкой особо не увлекалась. А последние несколько лет у меня появился интерес, и даже потребность слушать симфоническую музыку в живом исполнении. Иногда сложно дается, а иногда прямо захлестывает. )))
Маруся 10:15 #
Возрастное, наверное. ))) Татьяна Черниговская, кстати, говорит, что симфоническая музыка является отличным средством от болезни альцгеймера. ))))
Ирина 21:19 #
О да, симфоническая музыка, как, наверное, и большинство классической музыки - это питание человеческого мозга… гигантское воздействие на все внутренние ощущения, воспитание ощущение гармонии, баланса, совершенства… формируется какой-то иной принцип мышления что ли, сонастройка на космические принципы в какой-то мере.
Ирина 21:08 #
О, класс, рада за Вас! Живое исполнение дорогого стоит!
Милена 11:09 #
Это одна из тех мелодий, которая навечно остается в памяти любого человека, после того, как он ее услышит.
Ирина 21:09 #
несомненно… невероятное эмоциональное ощущение вызывает!
Милена 11:19 #
Я долго не хотела смотреть «Амадей», боялась разочарования. Но фильм мне понравился. Даже тема о нем у меня была.
Я написала свое мнение коротко, но мыслей было много. И долго он не забывался...
Один из тех фильмов, которые нужно обязательно посмотреть) Прекрасная работа очень хорошего режиссера. Милош Форман сам гениален, считаю. В этом фильме особенный взгляд режиссера на жизнь гениального композитора. Фильм очень сильный, характеры выписаны крайне остро, заточены как лезвия… Даже есть какой-то гротеск, преувеличение, чтобы впечатления были разящими. Я просто передергивалась, когда Моцарт смеялся… Кто-то возмущался, что он показан идиотом. Нет, он не идиотом показан. Это гениальность, которая выходит за рамки понимания, я так считаю… Безоружная, незащищенная, открытая, наивная и откровенно хрупкая гениальность. Она может приобретать разные формы и может сопровождаться чем угодно, неудобоваримым для окружающих. В фильме это показано филигранно. Кроме того, там музыка, много музыки.
И хочу напомнить. Это - художественный фильм, это - вымысел, если называть вещи своими именами. Лично я всегда хотела развенчать очень устоявшийся в мире миф об отношениях Моцарта и Сальери. Сальери никогда не травил Моцарта, он не был злодеем. Ему это было не нужно… Он уже имел признание, он состоялся. Потрясающая несправедливость, я считаю. Поэтому и напоминаю об этом. Но на этом уже многие годы что-то создают. Эксплуатируют ложь… используя вечный сюжет: зависть, коварство.
Ирина 21:19 #
со многим согласна… «музыкальная егоза» был, всё время в состоянии непрерывного творческого возбуждения… во всей его музыке чувствуется «невыносимое напряжение чувственности»
Милена 21:39 #
А меня снова поразили фотогрфии внутри базилики… Эти фантастические узоры, прихотливо переплетающиеся линии, геометрия без углов… Как музыка Моцарта!
Ирина 23:09 #
«По воспоминаниям современников, Моцарт находился в постоянном движении: он то жестикулировал руками, то стучал ногой. Лицо его было чрезвычайно подвижно, постоянно менялось его выражение. Его свояченица Софи Хайбль вспоминала, что он постоянно играл «словно на клавире» с самыми разными предметами - шляпой, тростью, цепочкой от часов, столом, стульями».
Ирина 23:10 #
«Процесс сочинения и записи собственных произведений у Моцарта, как и любого другого композитора, занимает особое место. Излюбленным временем для сочинения обычно было раннее утро, с семи до девяти часов. Сам Моцарт никогда не рассуждал о процессе сочинения музыки, однако, это настолько сильно занимало его внутренне, что мог сочинять у себя в голове, попутно занимаясь при этом совсем иным делом».
Ирина 23:13 #
«Одной из характерных черт личности Моцарта была прирождённая наблюдательность в общении с людьми. Она заключалась в изумительной остроте и точности характеристик людей, с которыми Моцарт знакомился. Однако его суждения были лишены морализирующего пафоса, они содержали лишь радость наблюдения как такового и, прежде всего, стремление выявить в данном человеке существенное. Он не старался извлекать выгоды для себя, не завидовал личному благополучию. Прирождённое чувство собственного достоинства никогда не покидало его и в аристократических домах».
Ирина 23:15 #
«Судя по письмам и воспоминаниям современников, значительное место в жизни Моцарта занимали юмор и ирония. Свой лёгкий характер, а также склонность к грубой и порой вульгарной речи были присущи и его матери, которая любила всевозможные шутки и розыгрыши. Шутки Моцарта были довольно остроумны, особенно - если они касались окружающих его людей. В его письмах к родным в большом количестве встречаются «туалетные шутки». По воспоминаниям Йозефа Ланге, окружению Моцарта приходилось выслушивать много пошлостей именно тогда, когда внутренне его занимало какое-либо крупное произведение».
Ирина 23:16 #
«Однако его шутки были вполне естественны: сознательно изображать из себя юмориста Моцарту никогда не приходило в голову. Кроме того, ему были свойственны гротескные рифмы и игра слов: он часто придумывал шуточные имена и фамилии для себя и своего ближайшего окружения. Так, например, себя он однажды назвал Трацом, поставив буквы своей фамилии в обратном порядке. Даже в книгу регистрации бракосочетаний собора Святого Стефана он вписал себя как Вольфганг Адам (вместо Амадей)».
Ирина 23:20 #
«В силу своего непосредственного характера Моцарт больше всего любил находиться в весёлом обществе: он регулярно посещал различные балы, приёмы и маскарады, и даже сам устраивал их на собственной квартире. К тому же Моцарт был хорошим танцором, особенно красиво он танцевал менуэт. Как и многие его современники, Моцарт играл в кегли, и особенно хорошо - в бильярд. У него в квартире был собственный бильярдный стол - роскошь для Вены того времени, на котором он часто играл с друзьями, или даже с женой. Друг Моцарта, тенор Майкл Келли вспоминал, что он часто играл с Моцартом в бильярд, но ни разу не выиграл у него ни одной партии».
Ирина 23:21 #
«Моцарт очень любил животных, особенно птиц - канареек и скворцов, которых он охотно держал у себя в качестве домашних животных. Кроме того, в разное время он держал также собак и даже лошадей - в венские годы Моцарт совершал ежедневные прогулки верхом в пять утра, которые были рекомендованы его лечащим врачом».
Ирина 23:24 #
сорри за копипасты, добавила немного про Моцарта так человека - интересно жеж!)
Фея 23:38 #
Норм. Раскрывается как человек, а не только как гений, музыкант.
Маруся 13:20 #
Очень интересно, Ирина!
Мира Мираж 11:53 #
Очень интересный пост.
Фея 19:47 #
Ириша, первое видео недоступно для нашей страны, увы.
Ирина 21:11 #
жалко, там Лакримоза с латинским текстом и русским переводом, хороший звук, слышо прям как каждую букву поют… может на ВК такой ролик найдёте
Ирина 21:43 #
Гетрайдегассе - символ Зальцбурга - центральная пешеходная улочка с кованными вывесками, гда располагпются множество туристических лавочек, кафе и кондитерских, на ней же расположен и Дом Моцарта.
Дом в котором родился Моцарт, сейчас здесь его музей. Сохранилось много вещей семьи и композитора. Гуляя по комнатам дома, можно представить, как жилось здесь семилетнему мальчику. Моцарт жил здесь с 1773 по 1780 года.
Ирина 22:06 #
последний портрет Моцарта - 1790 г. в Мюнхене