"Безумная La Follia"

От «Эпитафии» к «Холодному лету», от «Завоевания рая» к «Гладиатору», в поисках корней

"Безумная La Follia"

Здравствуйте. Это мой первый пост в «музыкальном салоне» и на ресурсе. Потому прошу строго не судить, я только учусь. ))

Эта заметка — отчасти о цитировании и заимствованиях в музыке. (Заметьте! Не о плагиате!) Но я предложу вам посмотреть на музыку более широким взглядом. Так что моя заметка, по сути — маленькое расследование, будет о тех самых глубоких корнях, из которых растёт дерево искусства.

А начну я, пожалуй, с «King Crimson», ибо так вышло, что слушая их музыку я и вышел на след. ))

«Кримсонз» — великая группа, настоящие титаны прог-рока. (По крайней мере, так о них пишут в энциклопедиях).

Я почти уверен: даже если вы совсем не меломан, всё равно что-то, да слышали из их творчества. Или, по крайней мере, название группы встречали. Как-никак, более полувека просуществовал этот коллектив (с 1968 по 2021 годы). А сколько великих музыкантов прошло через его состав!
Но не буду сейчас подробно останавливаться на составе и дискографии группы. Заметка моя не про это, а интересующиеся легко найдут информацию, хотя бы в Вики.

Я сейчас вам ужасную вещь скажу… Чур, по лицу не бить по сильно! Сам я к музыке «Кримсонов»… как-то не очень. Одновременно и с уважением, и с равнодушием. Может слишком сложно для меня? Вот Грега Лейка в составе ELP и то с большим удовольствием слушаю. Или, взять к примеру, Тони Левина (а он басистом в составе «Кримсонов» прилично так отработал). Ух, какой дядька! Но, опять же, я его больше помню по его выступлениям с Питером Гэбриэлом и в составе Liquid Tension Experiment (тоже, кстати, ух какая команда!)

Но, прошу простить — опять растёкся по дереву, возвращаюсь в реальность.
Едем мы как то с сыном из города в деревню. А сын у меня взрослый уже дядька, очень положительный. Не пьёт, не курит, в связях порочащих не замечен, истинный ариец. И, что ещё важно — музыку тоже любит. Понятно, с младенческого возраста вкус формировался. Но у папы-то вкусы в музыке попроще тогда были: Deep Purple да Pink Floyd, а позже Metallica да Dream Theatre...
И вот едем по трассе, в машине у сына акустика штатная, но весьма приличная.
И, значит, случайный плейлист на Spotify включает нам «Эпитафию» из дебютного альбома «При дворе Алого (или Малинового) Короля». На минуточку, 1969-й год. С приветом Кингу Стивену, кстати...

И говорит мне сын, чуть ли не с претензией: «Вот вы, папаша, музыкальные вкусы чаду с детства прививали. А этого Короля Малинового я вот только совсем недавно услыхал. И почему это в моём детстве босоногом не было такой пластинки у нас дома?»
А мне ответить-то и нечего по существу. Прав сын, не было у нас этого альбома, ни на виниле, ни на бобинах, ни даже позже на CD. Мой косяк, моё отцовское упущение. Но сам-то я эту вещь, «Epitaph», конечно же, слышал много раз, пусть и давно. И если вы меня понимаете, как меломан меломана, то согласитесь, что это не совсем та музыка, на которой папаша будет чаду-шестилетке что-то там формировать. Ну мрачноватая вещь, тяжёлая. Как и весь альбом. Хотя, между прочим, входит во всякие престижные списки. Из Вики: «Альбом возглавляет список «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии PopMatters и занимает 2 место в списке «50 величайших прог-рок-альбомов всех времён» журнала Rolling Stone.»

Ну едем, слушаем… И не даёт мне что-то покоя. Знакомое что-то, до нервного тика. Где ещё я слышал эту мелодию? Может кавер? Нет, не то, не то...
И уже в деревню приехали, а я всё в раздумьях. И вспомнил-таки!

Владимир Мартынов, музыка к фильму «Холодное лето пятьдесят третьего» 1987 года. Оно? Ну точно, оно.
Стал искать информацию, и оказалось, что мне не почудилось. Кто-то даже пытался Мартынова в плагиате обвинять. Но это глупость, конечно. Никакого плагиата тут нет, есть переосмысление темы. Хотя люди пишут, что Мартынов здорово увлекался арт-роком, и альбом «In the Court of the Crimson King» просто не мог пропустить.

Но если вы думаете, что меня «отпустило» после этой находки… То нет. Не отпустило. И я стал ломать мою бедную старую голову дальше. И нашёл ещё.

Вангелис написал «Conquest of Paradise» в 1992 году. И… не знаю, как вам, а мне и здесь слышится сходство с «Эпитафией». Хотя, насколько я знаю, никто Вангелиса в плагиате и не думал обвинять.
Более того! Слушаем дальше...

Ханс Циммер, саундрек к знаменитому фильму «Гладиатор» Ридли Скотта, 2000 год.
Опять же, сходство. Цитирование? Переосмысление?

Но нет. Всё оказалось не так просто. Даже интереснее. Ключик нашёлся в нескольких источниках, между собой не связанных.
Так, в комментарии на Пикабу (прости, Господи, за такие источники, но что есть, то есть!) — нашлось такое упоминание:
...«Epitaph» очень хорошо слышна в музыке к кинофильму «Холодное лето 53-го». Композитора фильма Владимира Мартынова оправдывают тем, что музыка Кримсонов основана на средневековой мелодии «La Folia» и Мартынов мог взять в качестве основы именно её...

И в Википедии, в статье про Вангелиса, про Conquest of Paradise, тоже упоминается эта самая «фолия»:
Его гармоническое построение основано на старинной европейской теме La Follia...

Тут читатель моей заметки имеет полное право усмехнуться и поглядеть свысока: мол, да кто же этого не знает! Да, не исключаю, что для вас все мои открытия на тему La Follia и всё, что касается влияния средневековой музыки на современную — очевидный факт. Но я же не искусствовед, в консерваториях не обучался, и вообще я сварщик не настоящий… Короче, вот честно: про эту «фолию» я узнал сегодня впервые. И поспешил с вами поделиться. Надеюсь, не зря.

Далее я передаю слово настоящим искусствоведам:
Фо́лия, правильней фоли́я - один из удивительнейших феноменов в истории музыки. Эта простая мелодия обладает поистине колдовской притягательностью. Недаром «фолия» буквально переводится на русский как «безумие, сумасшествие». Эта мелодия возникла в конце 15 века в Португалии и вот уже полтысячелетия сводит с ума и композиторов, и музыкантов, и простых слушателей… Пляшущие этот танец вели себя столь дико и шумно, что казались лишенными рассудка - откуда, судя по всему, и взялось название. К середине 17 века фолия обрела свою классическую форму, перешагнула границы Иберийского полуострова и начала своё триумфальное шествие по всей Европе. За последующие три с половиной века к этой мелодии обратилось свыше 150 (!) композиторов, в числе которых Люлли и д'Англебер, Марен Маре и Скарлатти, Корелли и Вивальди, Иоганн Себастьян Бах и его сын Карл Филипп Эмануэль Бах, Джеминиани и Сальери, Бетховен и Керубини, Фернандо Сор и Мануэль Понсе, Адан и Григ, Лист и Рахманинов… вплоть до современных композиторов, таких как Вангелис и Майкл Найман.

Очень рекомендую запись по ссылке. Там реально можно сойти с ума — сколько хорошей классической музыки вышло из этой «безумной» темы. И вот, как видим, музыка современная продолжает традицию. Даже если мы не догадываемся об этом, слушая Кримсонов, Мартынова, Вангелиса и Циммера.

Я же закончу заметку прекрасной вараицией Сергея Рахманинова на тему «La Follia» Корелли.

Завершая заметку: если у вас найдется, что добавить — буду рад узнать, какие ещё произведения современной поп- и рок-музыки выросли из этого древнего корня, из этой «безумной» музыкальной темы.

Да, и ещё: картинка «для привлечения внимания» взята мной из галереи изображений цифрового художника Lente Scura, ему и принадлежат права. С благодарностью автору.

+15
10:30
205
+3
Наталия Саратов Наталия Саратов 12:18 #

Спасибо за тему, Чаган! Я не меломан, но прочла с интересом. Тихо позавидовав тем, у кого Ютуб работает… Но Фолию мне яндекс нашел, слушаю… и да,  мотивы в ней узнаваемы, хотя, конечно, и не вспомню, где слышала.

+1
Чаган Чаган 12:22 #

Спасибо за отклик. Рад, что это кому-то интересно.

+2
Маруся Маруся 12:58 #

Я тоже с большим интересом прочитала, люблю узнавать что-то новое. 

* Продолжаю слушать музыку по Вашим ссылкам, Чаган.

+1
Венера Венера 12:38 #

Первый клип и не мрачный совсем. Когда то слушала его в наушниках в поездках. Тогда он соответствовал мне, загнанных лошадей не пристреливают. Вот такое настроение было, слов не знала а музыка зашла.

+1
Венера Венера 12:41 #

По второму клипу, большое сходство с первым только мягче звучит. А лето 53 смотрела два раза, на большее не решилась.

+1
Венера Венера 12:54 #

По третьему клипу. Музыка известная, но меня больше всего интересует мужское пение, вспомнила пение Грегорианцев.

+1
Венера Венера 12:57 #

У гладиаторов музыка по своему хороша… сходство есть .

+3
Венера Венера 13:03 #

Рахманинов… слов нет… классик одним словом. Благодарю за ваш пост. Познавательно и вспомнилось многое.

+2
Чаган Чаган 13:02 #

А вот, кстати, вы правы! Я-то про Gregorian и не вспомнил. А они тоже исполняли Conquest of Paradisе. И вообще с Вангелисом активно сотрудничали 

+2
Чаган Чаган 12:49 #

Наверное, вы правы. Мрачный или нет — зависит от настроения слушателя.

А насчёт текстов: хорошо, что сейчас есть такой формат «лирик видео», как в первом клипе. Помогает. А то порой, вроде и язык учил, а не все слова разберёшь. ))

Опять же, есть прекрасный ресурс «Амальгама» с переводами песен. Тоже выручает.

Перевод текста песни Epitaph — King Crimson

0
Венера Венера 13:19 #

Мне и переводы не нужны, интересна сама мелодия.  Как вспомню одну нашу песню, недавно на дискотеке крутили,---пьяная наташа… и т. д. жесть просто… лучше без слов было бы. 

+6
Милена Милена 12:42 #

Я приятно удивлена таким погружением в тему… спасибо. Надо послушать ещё многое из предложенного, поэтому пока сказать особо нечего. Лишь то, что с классическими вариантами знакома.

Хотя по поводу претензий от сына)) эта музыка не простая. Она приходит к людям сама. И ты ее понимаешь и ты ее впитываешь… тогда, в детстве, он мог и не почувствовать… и не услышать, слушая. Должно совпадать что-то такое, что сложно поддается объяснению. Настроение, душевное состояние, время, место, степень счастья в данный момент...

+1
Чаган Чаган 12:51 #

Не добавить и не отнять. Хорошо сказали. Мерси!

+3
Викторыч Викторыч 12:56 #

«Я знаю, что я ничего не знаю» ©)) Кто-то из мудрых сказал, вынужден согласиться. Хотя, оправдываю себя тем, что не фанат арт-рока (и прога тоже). Однако, невероятно интересно было читать и узнавать что-то новое! Спасибо за пост, и кстати, мои поздравления с первым! ) 

Осталось только прослушать все это, ютуб опять не хочет, зараза! Сделаю проще, скачаю дискографию King Crimson, и дело в шляпе. Давно пора...

+2
Чаган Чаган 13:05 #

Спасибо за отзыв и поздравление.

Ютьюб тупит, вероятно, на компе/ноуте? Я-то со смартфона пишу, тут тоже тупит, но совсем чуть. )

+4
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 13:13 #

На майле нынче почти всё есть. Народ потихоньку перетаскивает. Единственный недостаток - вначале реклама целую минуту идет..

0
Викторыч Викторыч 13:17 #

А! Так знакома! Конечно, сто раз слышал! Е-мое! ))

0
Леди Веснушка Леди Веснушка 13:37 #

Аналогично! 

* Тоже без Ютуба, увы.

+2
Alina Alina 13:03 #

Извиняюсь, не касательно King Crimson, недавно слушаю что-то, и… что это Modern talking?.. ан, нет, это не плагиат, а переосмысление темы (как вы выразились) Изображение

Итак, Sahara nights от Cars and brides

0
Венера Венера 13:13 #

Энигматику вспомнила, почти схожая мелодия.

+3
Чаган Чаган 13:34 #

Не могу быть уверен на 100%, но мне кажется, «энигматика» (как целое направление в поп-музыке) обязана своим появлением Мишелю Крету и его группе Энигма. Ну и Петерсену тоже.

Кстати, там целая история (включая любовный треугольник Сандра, Крету и Петерсен). Причем Петерсен - это как раз автор проекта Грегориан. ))

Так что шикарная тема для нового поста. ))

Спасибко!

+1
Alina Alina 13:40 #

Там с 51 с реальный Modern talking идет… реальнейший..

+2
Чаган Чаган 13:14 #

Если мне не изменяет склероз, Сахара Найтс изначально была у F.R.David, где-то на рубеже 80-90-х.

Если вспомню точнее, или найду, то напишу.

Upd. Нет, после прослушивания — не прав я. Это никаким боком к F.R.David. У него совсем другое.

+3
Викторыч Викторыч 13:12 #

Мне вообще большие формы в рок-музыке тяжело давались, я их, по возможности, избегал. Но, иногда приходилось вникать… если сидишь на репетиционной базе группы «Эдельвейс», а к ним вдруг запросто, безо всякого там, приезжает Ярушин с новыми дисками (т.е. пластами, конечно)) 

И после очередной бутылки вина, когда мне уже доверили сыграть на бас-гитаре вступление в Smoke On The Waters, Валера невзначай спрашивает: «Ну, как тебе ELP?» А ты и сказать ничего не можешь, потому что впервые слышишь об Emerson, Lake and Palmer. На что он снисходительно хлопает по плечу и говорит: «Ну как же! ЭТО надо слушать!». А на столе лежал «Tarkus»... 

Послушал, конечно… и что-то даже понравилось. И «Картинки с выставки» Мусоргского (не только, там и их вещи были записаны) в их обработке тоже понравились. Но… не мое это было (вздыхаю). Чувствую только, что подбираюсь к этой пещере сокровищ все ближе и ближе. )

+1
Викторыч Викторыч 13:13 #

За вином, кстати, мне пришлось бегать. ))

+1
Чаган Чаган 13:18 #

ELP (как в варианте &Palmer, так и &Powell) — совершенно справедливо титуловали «супергруппой». Они круты.

Кстати, забавное: я тоже немножко играл на басу. )) Но сильно дальше «картошек» не пошёл. А так вообще клавиши.

+3
Фея Фея 16:44 #

Хоть, как говорится, ни бельмеса в этой теме, но для общего развития почитала с удовольствием. Музыку слушаю...Изображение

+3
Викторыч Викторыч 18:03 #

Цитата с одного из ресурсов. Понравилось. ) 

«Группа под предводительством Роберта Фриппа лишь за первые полгода умудрилась сделать столько, что голова идёт кругом.

King Crimson записали шоу на BBC, на их концерты приходили Дэвид Боуи и Донован. King Crimson заключили контракт на еженедельные выступления в культовом клубе The Marquee. Они попали на эфиры Джона Пила, подписали контракт, светились в газетах. Послушать их приходил сам Джими Хендрикс. Как гласит легенда, он, пораженный, пожал руку гитаристу King Crimson Роберту Фриппу, сказав странную фразу «Пожми мою правую руку, чувак, она ближе к моему сердцу». После этого у King Crimson было легендарное выступление в Гайд-парке на разогреве у самих The Rolling Stones, которые тогда играли первый свой концерт без Брайана Джонса: его не стало за два дня до этого.

И - только вдумайтесь! - это всё King Crimson удалось ещё до выхода первого альбома!»

+1
Чаган Чаган 07:54 #

Да, они круты были с самого начала, это не отнять.

И я уже писал про Грега Лейка и про лысого басиста, насколько они тоже круты. Но особенно важна личность самого Фриппа. Именно вокруг его персоны группа всегда собиралась и пере-собираоась.

+3
Викторыч Викторыч 18:08 #

Почитал немножко комментарии на рутрекере, и взял на прослушивание три альбома (если брать все, то это на полжизни времени, не меньше)). 

1969 - In The Court Of The Crimson King 
1973 - Larks' Tongues In Aspic («Заливное из язычков жаворонков» - как вам название альбома!)) 
1974 - Red 
 

Пока хватит. )

0
Властелин Няшков Властелин Няшков 02:13 #

Я думаю эта фолия тоже подойдёт.  Как вы считаете?

Надо только прислушаться. Изображение

Что-то замечаете?

0
Властелин Няшков Властелин Няшков 02:21 #

Ну ладно идём дальше. Изображение

+1
Властелин Няшков Властелин Няшков 02:22 #

От фолии к фолии. ИзображениеИзображение

0
Властелин Няшков Властелин Няшков 02:34 #

Ну и ……ещё одЫн Изображение

+1
Чаган Чаган 08:36 #

Вот честно, не могу дать ответ на вопрос — имеют ли отношение к la Follia данные произведения. (Хотя песни классные, особенно Roxette). Чтобы дать ответ, надо быть музыковедом, а я, увы… даже ноты читать не умею.

Формально получается так… ниже цитата:

"… фолия представляет собой стандартную последовательность аккордов (i-V-i-VII / III-VII-[i или VI]-V / i-V-i-VII / III-VII-[i или VI7]-V [4-3sus]-i) и обычно включает стандартную или «стандартную» мелодическую линию, медленную сарабанду в тройном метре в качестве начальной темы."

То есть, надо анализировать гармонию (последовательность аккордов) и размер (считать такты). А я тут дуб дубом. ))

+2
Викторыч Викторыч 10:36 #

«In The Court Of The Crimson King» на работе послушал, благо пауза возникла, очередные заказы сданы, новые пока не прибежали. 

Наверное, музыка на альбоме без временнЫх рамок… во всяком случае, год записи - 1969 - не ощущался как нечто несовременное и безнадежно устаревшее. На «Moonchild» отдохнул, на Мамбину сходил… но даже на этой теме гитара Фриппа - круто! А тандем меллотрона и гитары вообще нечто! 

Шел домой на обед, в голове зациклилась кода с альбома… значит, музыка зацепила. Подумал: «В благословенные времена первой молодости услышав подобное, сказал бы - Да ну на! Дайте „Криденс“, и побольше!» )) А сейчас и «Криденс» и «King Crimson» сидят в голове мирно рядышком - одно другому уже не мешает! )

Еще от автора

Всем привет! На днях, в комментариях к одной теме, всплыло выражение «любимец женщин» — и память услужливо подсказала имя французского автора Себастьяна Жапризо. Я читал его книги довольно давно, и...
11:00
Здрасте всем! И сразу вопрос: любите острое? Если нет, или доктор вам не советовал — то пост не для вас, извините. А пост этот для тех, кто «любит погорячее». Спойлер Я (да и вся наша семья) именно...
11:00
Да. Ай нид хелп! Короче, вот: Сидели тут. Слово за слово, разговорились… вспомнили эту песню Трофима. Ну, в общем, песня не плохая (если не затрагивать нюансы, типа роли Фанни Каплан и «битвы...
19:15
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie, согласно Политике конфиденциальности.