Поморы

Документальный фильм 2013 года, режиссер Дмитрий Васюков.

Поморы

Очень красивый и ценный фильм. Жизнь простых свободных русских людей. Ловля рыбы, как это происходит на дышащих берегах… Где сердце бьется в ритме прилив/отлив… Как ловят северный хлеб, рыбу. О семужке  тоже говорят. Очень интересно показано, как строятся карбасы… Настоящие лодки поморов. В общем смотрите, кому интересно. Фильм расширяет сознание...

Поморы — самобытная этнографическая группа русского народа, проживающая на побережье Белого и Баренцева морей, а также по северным рекам: Мезени, Печоре, Онеге и Северной Двине.  Формирование поморской группы происходило на основе взаимодействия русских переселенцев из древнего Новгорода и Низовской земли с местным финно-угорским (карелы, саамы, коми и др.) и самодийским (ненцы) населением севера России.

Тема мне давно знакома и интересна. Люди там хорошие. Добрые, спокойные и очень трудолюбивые. Места суровые и красоты необыкновенной. Год за годом появляются хорошие, глубокие фильмы о русском севере и проходят они незамеченными, мне так кажется. 

+17
19:50
924 просмотра (+2 за сегодня)
+2
Милена Милена 20:05 #

Режиссер написал о фильме так : 

«Эта картина является итогом многолетних исследований культуры и исторической самобытности поморов, проживающих на побережье Белого моря. Прежде они населяли множество деревень по всей Архангельской области, но в настоящее время большинство этих поселений покинуто людьми, которые перебрались в города. Впрочем, немногие оставшиеся не собираются унывать, несмотря на многочисленные проблемы и непритязательный быт. Как и их предки они привыкли трудиться в поте лица, каждый день выходя в море на лов рыбы на самодельных лодках».

+5
Чаган Чаган 20:11 #

Этот фильм не видел. Но мне сразу по прочтении вспомнилась другая документалка на близкую тему — «Счастливые люди». Про деревню на Енисее.

Думаю, именно в таких местах — где до начальства далеко, и жизнь пусть не легка, зато своим трудом, на своей земле — именно там и сохраняется настоящий народ.

Не население, не электорат, не «квалифицированный потребитель цифрового контента». Русский народ.

+2
Милена Милена 20:13 #

Если когда-нибудь найдете время, то неспешно посмотрите… Можно сравнить как у вас живут рыбаки и как поморы живут. 

+2
Чаган Чаган 20:39 #

Можно сравнить как у вас живут рыбаки и как поморы живут. 

Боюсь, разница велика, а сходного мало. Я же всё-таки живу в «лайтовых» (почти тепличных) условиях.

Возможно где-то, в самых отдалённых сёлах вроде Тишково или Вышки… Бывал я там — бедность и запустение, печаль… Но, правда, зато красная рыба и икра доступнее.

А у нас — полчаса до города на машине по хорошей трассе, если на маршрутке минут 40, и ходят почти каждый час. Это не глушь, не тайга и не север. Курорт, можно сказать. Розы до Нового Года цветут. Почти Сочи. )))

+3
Милена Милена 20:48 #

На юге-то конечно климат к человеку добрее. Но вы знаете, я вовсе не на этом хотела заострить внимание. Труд рыбака специфичен, интересно смотреть как в разных местах люди работают на ловле рыбы по-разному. Снасть, лодки, приемы ловли рыбы. Мастерство оно всем понятно, хоть и разное… Да и о жизни говорят. Она тоже разная. Кто-то трудится, а кто-то попрошайничает, жалуется о трудностях… А поморы это не просто так, это философия жизни..

+2
Чаган Чаган 20:15 #

Стоп!

… режиссер Дмитрий Васюков.

Так он же и снимал тот фильм. 

+3
Милена Милена 20:21 #

Счастливые люди - это цикл фильмов, о разных местах, как я поняла. 

+2
Викторыч Викторыч 20:22 #

Об одном… деревушке какой-то на Енисее. Интересный! 

+2
Чаган Чаган 20:26 #

Да, я сейчас полез искать — там целый цикл. Я, оказывается, далеко не всё смотрел.

Спасибо, Милена, что напомнили про этого интересного режиссёра. Теперь будет повод заполнить пробелы. ))

+2
Милена Милена 20:29 #

Изображение

Буду очень рада, если посмотрите. Душевные фильмы-то. 

+1
Чаган Чаган 20:45 #

Душевные фильмы-то. 

Да. То, что смотрел (про Енисей) — очень понравилось.

+3
Викторыч Викторыч 08:23 #

Да, я тоже уточнил, это именно цикл документальных фильмов, включает в себя фильмы «Енисей», «Поморы», «Алтай», готовится к выходу на экраны «Дом» (Аляска)...

+2
Милена Милена 12:08 #

Решила все посмотреть, как смогу

+3
Милена Милена 20:16 #

Изображение

+3
Милена Милена 20:17 #

Изображение

+3
Милена Милена 20:18 #

Изображение

+3
Милена Милена 20:19 #

Изображение

+4
Викторыч Викторыч 20:19 #

Посмотрю... 

Мой прадед, дед Савелий, откуда-то с тех краев, старовер. Сослали в 30-х годах того века на Урал, попал на Еманжелинские шахты. Но, детям своим веру не навязывал абсолютно, так думаю, понял, что огрести они могут через это большого лиха! Был предводителем (даже не знаю, как у них это называется) Еманжелинской общины. Молились в доме, я когда ночевал там, с утра просыпался от монотонного «Господи, помилуй!»...

+2
Викторыч Викторыч 20:21 #

Батя говорил, что прадед был прилично так зажиточным… если бы не Советская власть, на своем самолете бы летали. )

+4
Милена Милена 20:22 #

Ну надо же… Пути неисповедимы. А вообще, насколько я знаю, люди там свободные сами и детям своим никогда ничего не навязывали, считали, и считают до сих пор, что у всех свой путь и человек обязан его выбрать сам. А дело родителей только выкормить до длинных штанов. Это когда сам зарабатывать может))

+2
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 20:26 #

Уже начал. Спасибо Милена!

+2
Викторыч Викторыч 20:29 #

Тоже сейчас посмотрю… вместо импортных, для отдохновения.

+2
Милена Милена 20:39 #

Две серии в фильме, первая морская, после речная. Минут по сорок пять каждая. Очень интересно про объединение русских земель. Причины упадка окраин..

+3
Викторыч Викторыч 20:47 #

Просто чудесный фильм… графика к месту, места красивые и без графики. ) Пойду-ка, пельмешек сварю и устроюсь поудобнее... 

+2
Милена Милена 21:12 #

Про космическую конверсию во второй серии я просто упала...

Изображение

+2
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 06:44 #

Посмотрел на одном дыхании. Классный фильм! Спасибо Милена!Изображение

+1
Милена Милена 08:39 #

Мне тоже он очень понравился.

+5
Маруся Маруся 14:15 #

Я вчера посмотрела первую серию. Дело в том, что мои родители из тех краев: папа из Архангельской области, но не из приморской части, а из лесной. Но всё равно, мне знаком этот говор и названия многие знакомы. Бабушка меня возила на север в школьном возрасте, я до сих пор помню адрес: Архангельская область, Верхнетоемский район, Нижняя Тойма, Выйский сельский совет, деревня Хорнема. Нижнюю Тойму и поселок Выя я на карте не нашла. А деревню Хорнема нашла и на яндекс-картах и в википедии. Сначала не поверила глазам: деревня Хорнема была практически нежилой даже при социализме, там проживало буквально несколько человек. Но оказалось, что это та самая Хорнема на реке Пинега: в 2010 году численность населения составляла 3 человека, сейчас, я полагаю, это уже 0. Никого там не осталось, практически. Я вспомнила, что одна родственница всё-таки осталась: правнучка двоюродной сестры моего отца, я помню, что когда она родилась отец посылал туда посылки с детскими вещами, там всегда была бедность несусветная. Поискала в Одноклассниках, нашла её и отправила заявку в друзья. 

+6
Маруся Маруся 14:24 #

А мама из Коми: из староверческого села Усть-Цильма, которому уже больше 400 лет, оно основано беглыми староверами. Мама моя отошла от веры, переехав, а бабушка Таня была очень строгой веры, и тётка Степанида тоже строго блюла веру, а перед каждой едой молилась, поминая родственников до 15 колена. В последний раз я там была в 2013 году, возила маму на родину, еще была жива её сестра, но и сейчас много родственников - у меня там много двоюродных сестер и братьев, с ними мы поддерживаем связь. Там мужики до сих пор ездят на рыбалку по несколько дней, ловят рыбу, потрошат её и присаливают, чтобы она не пропала, а дома замораживают. У тётки Стёпы стоял в доме огромный морозильный ларь для запасов. Поэтому рыбу там жарят на воде, фактически просто парят в воде на сковородке, она же соленая. Помню из детства, как мама привозила из поездки домой целый чемодан солёной сёмги - меняла её на водку, тогда сёмги было много, а водки мало, там всегда были строгие ограничения на продажу водки - народ на северах часто спивался. 

+1
Маруся Маруся 14:24 #

Так что фильм лёг мне на сердце, сегодня посмотрю вторую часть.

+1
Милена Милена 15:30 #

Маруся, очень рада, что фильм понравился, а тем более с этими местами такая глубокая связь..

+4
Милена Милена 08:33 #

После этого фильма осталось долгое послевкусие и раздумья..

Вспоминала разные поездки, людей, смотрела фотографии. Сейчас острое желание оказаться в море… послушать плеск воды, крики чаек, равномерный шум мотора на катере. Попить черный кофе с соленым ветром пополам...

Все-таки морские путешествия прекрасны..

Изображение

Изображение

+1
Милена Милена 08:37 #

Изображение

+4
Чаган Чаган 10:25 #

Здо́рово!

Эх, тоже хотел бы на море или на Байкал. Да хотя бы на раскаты (у нас же нет как такового «берега моря» — вот те самые эстуарии, упомянутые в фильме, мелководные зоны смешения соленой и пресной воды, заросли камыша, где гуляет рыба...)

Изображение

Фото 2023, с осенней охоты. Раннее утро на раскатах — это не передать, какая красота!

+1
Милена Милена 10:37 #

Байкалом невозможно насытиться… Но я, пожалуй, уже о нем не думаю. Посмотрела все, что хотела. Если только еще одна наметка была. От Улан-Удэ проехать красивейшей дорогой (Баргузинский тракт) до берега. Хотя там несколько направлений..  Я планировала отдохнуть в Горячинске, полечиться. Но так и не пришлось. А если туристом, то выбор еще больше...

+1
Чаган Чаган 10:39 #

Про Байкал боюсь загадывать. Планы есть. Но и проблем полно. Самая главная — как и на кого оставить дом, сал и всю живность?

Когда переселялись в село, как-то не думали об этом. Но теперь… Короче, как стали тут жить, так и все наши путешествия закончились. Печаль...

+1
Милена Милена 10:44 #

Понимаю..

Я на Белом море поехала на острова, смотреть на отливы на сутки… Взяла с собой летнюю одежду и чуть потеплее, на всякий случай. Вообще было +27. Но море! 160 км до Полярного круга! В итоге надела на себя всё, что нашлось в рюкзаке… Но сколько было впечатлений..

+3
Леди Веснушка Леди Веснушка 10:25 #

Тоже планирую смотреть. Начала с карты. Я вообще про те места ничего не знаю и никогда не была. Глазом зацепила название Канин нос. Стишок детский припомнился ( вроде Маршака)

Изображение

+1
Милена Милена 10:40 #

Я сейчас пришита к месту, планировать поездки бессмысленно. Но все равно, времена меняются, обстоятельства тоже,  ничто не бывает вечным. А сегодня можно просто теоретически изучать то, что заинтересует. Делать заметки… перебирать вопросы в поисках материала. Фильмы смотреть! Я вот начала сегодня Енисей)) Первую серию уже третий час смотрю, все время отвлекаться приходится на дела… Но какое же я получаю удовольствие от этих фильмов, не передать... 

+1
Чаган Чаган 10:43 #

Я сейчас пришита к месту...

Вот вот. Та же беда. ((

А фильмы, кстати, я тоже смотрю урывками. Дела же...

Самый спокойный момент — это когда набиваешь табачок в сигареты. Заняты только руки, а глаза и мозги свободны, телефон на стол, и вперёд. ))

+2
Милена Милена 11:00 #

Теперь впечатления от «Енисея».

Стук топора  в лесу. Эти звуки никогда не спутаешь с рубкой дров у дома)) И разговор охотника, простые слова подбирает, основательный,  неторопливый, с достоинством и знанием дела рассказывает о дереве для лыж.. 

много моментов, на которых застреваю и пересматриваю, переслушиваю, хотя фильм обычный, звук обычный… Впечатлений, конечно, больше. Но обо всем не расскажешь. О чем-то даже и не хочется… много личного. Но какие люди! Настоящие мужчины. И дело у них настоящее. 

+1
Милена Милена 11:03 #

Комментарий уже к фильму «Енисей».

Как правило охотники очень многое из снаряжения делают сами. Не только потому что денег нет, не достать лучших лыж на месте, но и потому, что покупное, даже самое лучшее, часто не устраивает по качество и по своим свойствам… А в тайге это не вопрос удобства, это вопрос жизни. И поэтому делают сами. Лыжи вот например… Снегоступы еще (не знаю,  будут ли они в фильме, пока не досмотрела, но знаю, что делают обычно сами). Рюкзаки шьют, парки, меховые штаны и рукавицы, треухи… Ловушки на зверя, само собой. 

+2
Милена Милена 18:24 #

Ну вот. Досмотрела «Енисей». 

Правильно, что начала с «Поморов», потому что была в тех местах. А «Енисей» - мало известные для меня места. Лишь туристический маршрут, и то бегом… Фильм отличный! Предыдущие два комментария это как раз о нем)) Добавила пометку...

И в фильме показали защиту мотора на лодках (помните, у Гонщика пост про это?) и способ ловли рыбы (в данном случае налима) на свет. Лучение рыбы. Я такую рыбалку хорошо знаю и умею)) тоже писала о ней в своем рассказе «Кедровник»))

+2
Милена Милена 21:15 #

Посмотрела в конце фильма как пекут рыбник из налима и тоже захотелось аж страсть… Ну, пошла сделала заливной пирог с капустой. Хотя бы! Изображение

+2
Милена Милена 21:22 #

И очень интересно про собак в фильме рассказывают. С теплотой, любовью и без сюсюканий... 

Только северная лайка способна бежать за снегоходом 100 км в мороз 35 градусов. Все 100 км!!! ©

+1
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 21:33 #

 Эх… Налим крайние дни догуливает Скоро до ноября спать заляжет. Может еще успею. Но не факт… (((

+1
Милена Милена 21:36 #

Конечно успеешь. Да и рыбак ты опытный. А какие щуки в фильме… я про налима молчу...

+1
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 21:50 #

Я про щас осетров смотрю. В Харабалях и Енотаевке почти так же ловят. Только крючки без поплавков. И тройник вместо одинарного. «Чёрная снасть » называется.  Осётр по дну ползает и относительно мягким брюхом на крюк напарывается.

+1
Чаган Чаган 22:34 #

У нас эта снасть называется «перемёт». Крючки донные, здоровенные, и очень острые.

+1
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 23:12 #

Да, времена меняются. Помню, как на  МР в 90-е напротив Кремля ночью сети ставили. Щас такое уже не прокатит. Быстро в дурдом заберут.)

+5
Милена Милена 21:34 #

Нашла небольшую заметочку. Бахта, 10 лет спустя! А какие изменения...

+3
Викторыч Викторыч 21:46 #

Одним из авторов идеи был Михаил Тарковский, сам некоторое время живший в Бахте. Племянник Андрея Тарковского. Читал его прозу, там многое так или иначе пересекается с сюжетами сериала...

0
Милена Милена 06:52 #

Его там немного показывают в фильме, говорит о жизни, о планах. 

+2
Мышььь Мышььь 23:10 #

 М. Тарковский, оказывается,  после «Енисея» сам снял фильм, «Замороженное время». Типа, философские размышления... 

У меня после «Счастливых людей» этот фильм оставил неприятное послевкусие. Прежде всего, от самого Тарковского. Но, возможно, кто-то увидит что-то своё… Более приятное и глубокое...

+2
Милена Милена 10:16 #

Не знаю как, но я ваш коммент и фильм пропустила. Сейчас увидела. Пошла смотреть, мне интересно.

+2
Милена Милена 12:50 #

Фильм досмотрела. 

Спасибо, что поделились, я его не видела ранее и сейчас, когда искала серии Счастливых людей не попался на глаза. А посмотреть стОило. Впечатления, конечно, противоречивые..

+2
Мышььь Мышььь 13:16 #

У меня так ОЧЕНЬ противоречивые. Пока смотрела, не могла отделаться от ощущения - кого то М. Тарковский мне напоминает… Потом поняла - Н. Михалкова. Этакое плохо скрываемое барство.

+3
Милена Милена 15:16 #

Я подумала о Михалкове! Но не показалось, что они похожи… Этот слегка алкоголичную внешность имеет, и разговор такой же. Но общее у них - непомерно раздутое самолюбование. Если Михалкову я бы многое простила, я все равно считаю его талантливым, то этому из Тарковских - нет… Я читала пару его книг и другие читать не стала. Не понравилось. Пожалуй, сейчас напишу короткий отзыв по фильму, так, для памяти… Пусть будет. 

+3
Мышььь Мышььь 15:38 #

Самолюбование, пафос и суетливость. В данном случае. Но!!! Фильм анонсировался как «То, что не вошло в „Счастливые люди. Енисей». Вот посмотрела я и подумала - да и слава Богу, что не вошло...)))

+2
Милена Милена 15:44 #

Такие похожие на первый взгляд фильмы. Но режиссеры разные и фильмы далеки друг от друга кардинально… Бред Тарковского о женщинах и их ролях… вообще пустое. Ощущение такое, что он вообще женщин не понимает в корне.

+2
Мышььь Мышььь 17:48 #

Для мужчин-охотников из «Енисея» семья - ценность. И это видно. Для Тарковского - неприятный груз, который надо тащить. Это и в высказываниях проскользнуло, а уж  семейных кадрах… Раздражение, которое он даже не пытается скрыть. 

+1
Викторыч Викторыч 15:47 #

Разница есть, да. ) В «Счастливых людях» все просто и доходчиво, в «Замороженном времени» - философско-православные размышления. Мне, как обывателю, в тему Тарковского было сложно и скучно вникать… *неужели все Тарковские такие, сказать о простом так, что мало кто поймет? )

+2
Мышььь Мышььь 17:02 #

В «Счастливых людях» - жизнь. В «Замороженном времени» - претензии на философско- православные размышления. ))) 

+3
Викторыч Викторыч 17:06 #

Да, так точнее - претензии! )

+1
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 19:05 #

А я только хотел посмотреть.) Теперь не буду не буду. Не люблю Тарковского. Да и Михалкова тоже. Верно Милена выразилась - " барин"

+1
Милена Милена 19:06 #

Сергей, а может имеет смысл? Чтобы понимать. Сравнивать. Дать свою собственную оценку? Мало ли… И начнешь смотреть, не пойдет - выключишь.. 

+1
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 19:08 #

Может и имеет. Надо подумать...Изображение

+2
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 19:23 #

Начал...

+1
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 20:33 #

Звук на 10-й минуте выключил.) Лишней болтовни не по делу много. Смотреть мешает. Никого не хочу обидеть, но по мне фильм средненький.  Костян из Туруханска куда интересней ролики снимает (опять же, моё личное мнение)

+3
Милена Милена 20:47 #

Ну… обидится только Тарковский, есичо))

Изображение

+3
Милена Милена 15:40 #

Очень красиво начался фильм… Эти кадры, когда взгляд из-под воды, когда кто-то долбит лед, большая находка кинооператоров, но это было сделано давно, здесь просто использовали.

У меня есть интересная фотка, знакомый по Соловкам фотограф сделал, я в конкурсах у него участвовала. Вот посмотрите, мне очень нравится такое..

Изображение

Вообще от друзей множество потрясных фотографий, и своих масса. И не надоедает пересматривать. Но таких как эта у меня нет...

Я смотрела фестивальную версию этого фильма, чтобы можно было вывести на большой экран. И тут же меня автор фильма разочаровывает… Следом за шикарными кадрами показывают кедр, единственно уцелевший. И он начинает разжевывать, разъяснять - почему, как, что он символизирует… Капец. Он обесценивает отличные кадры! Русские и так поймут. Кому он жует? Иносранцам? И да, я вижу по всем признакам (биографии, творчество, встречи и поездки), что он ориентирован на запад. Курточка эта красная, как бельмо на глазу среди местных.

И это отвращает. Мое мнение, подчеркиваю. Другие могут думать как угодно. 

Фильм заявлен в определенной теме. Но почему-то  там я вижу  и слышу только автора и об авторе. Может тогда надо было это как-то и в названии указать? Всё время о себе, какой это подвиг был, уехать в Сибирь… Стихи звучат как занозы. Лишние они тут. Музыка подобрана на мой взгляд неверно. У меня вообще картинка и озвучка не совпадают… Почему надо было указать, что фильм о себе… Наверно потому, что иначе есть диссонанс. О Родине и о Сибири у него не очень прозвучало. А вот о себе - дооооооооо. Орет о себе. Но лукавит. Он ездит не по велению души. Это профессия, он ищет материалы для книг, очерков и публикаций, для блога. И это не плохо! Но врать-то зачем?! И Сибирь, потом Приморье, потом Донбасс. Все это исключительно проработка горячих тем. Зачем притягивать великие смыслы туда, где их нет? Грех это, считаю. 

Очень понравилось, как он сказал, что «он жизни не принадлежит, и литературе не принадлежит...» Точно. Я согласна с этим. 

Дико понравилось, как он сказал про осень. Где-то 45-48 минуты фильма)) И задумка фильма очень хорошА. Про бабушку и все что об этом было сказано, про трое ворот, которые она ему открыла  - очень мощно. А вот то, что много параллелей с творчеством дяди и деда, это плохо… не в его пользу. В этом возрасте уже пора иметь что-то свое. Фамилия обязывает..

+1
Милена Милена 15:48 #

Ради картин природы, тайги, Енисея - фильм стоило смотреть! Получила удовольствие видеть сибирскую зиму… в том числе. 

+2
Мышььь Мышььь 17:00 #

Я целиком и полностью согласна с вашим мнением. Отключить звук после рассказа о бабушке - и смотреть красивый фильм с добротной операторской работой))) Ну и в глаза не заглядывать.))) Глаза нехорошие...

+1
Мышььь Мышььь 21:03 #

«Поморы» как-то не очень зацепил. ИзображениеА вот на «Счастливые люди. Енисей» я прям залипла. Поэтому, в любом случае, спасибо за наводку.

+1
Милена Милена 22:00 #

Все фильмы разные… хоть и об одном, но неуловимо отличаются и эти отличия я ощутила. К сегодняшней ночи досматриваю " Алтай". Сначала даже заскучала, но к концу фильма вдруг сложилась такая история!!! Очень о важном… Удивительный художник как красная линия объединил суть рассказа… у него такие графические работы, ничего подобного я не видела… Короче, слов нет, одни эмоци. Связно выразить не могу

+2
Мышььь Мышььь 12:29 #

Мнение поставлю отдельным комментом, чтобы ответ был виден. Ибо на ответы теперь уведомлений нет. Изображение

+2
Мышььь Мышььь 12:41 #

Да, фильмы разные. Потому что (на мой взгляд) главные герои разные. В «Енисее» они самые мощные. Поэтому и фильм - самый мощный. Кстати, что вчера случайно нашлось

Знаю, что ю-туб не всем доступен, извините, но..

Коротко - в 2021г. умер Анатолий Блюме.((( Вот такая жизнь...(((

«Алтай» тоже сейчас досматриваю. Самостоятельно по фильмам цикла полезла. Потому что всё же зацепило.))) Да, художник - удивительный. И очень талантливый. И фильм «Алтай» - это совсем другая грань того же самого. Другая грань целого и ценного...

+1
Викторыч Викторыч 13:38 #

Видно… живописный человек был.

+2
Мышььь Мышььь 17:32 #

Большой внутренней силы человек был...

+1
Милена Милена 15:37 #

Ах как жаль.. 

+1
Чаган Чаган 08:43 #

Милена написала: Можно сравнить как у вас живут рыбаки и как поморы живут.

И вот я созрел для развёрнутого ответа. Некоторые кадры из фильма де демонстрируют, что методы ловли рыбы очень похожи. Хотя и регионы разные, и условия отличаются, и называются снасти по-разному, а суть методов одна.

Изображение

Вот, например, в фильме показана снасть под названием «рюжа». Сплетённая из веток ловушка, куда рыба заходит, а выйти не может, известна с древности. Называют такую «морда» или «верша». Вот у поморов своё словечко — "рюжа". А у нас на Нижней Волге эту снасть зовут "секрет". Во множественном — «секрета», с ударением на конце.

И хотя снасть считается браконьерской (как и любая сеть), местные мужики всё равно из ставят. Хотя, конечно, нынче секрета не плетут из веток: металлические кольца, на них натянута сетка.

Вот сосед мой их ставит. Так и говорит — «взял вечор куласик, да поставил секрета под тем бережком».

А куласик у нас — это небольшая лодочка-плоскодонка, как правило, на одного рыбака, буквально метра полтора длиной. Куласы обычно довольно грубо сделаны из обычных досок (проконопачены, конечно). Но функцию свою выполняют. Что там: отошёл чуть от берега, да кинул снасти...

Второй интересный момент: «забор» для рыбы, которым реку перегораживают. О, это интереснейшая тема!

(Щас продолжу, боюсь, что «улетит» длинный комментарий!) 

+2
Милена Милена 09:03 #

В Забайкалье «морда» - это небольшая из двух-трех отделений состоящая ловушка сплетенная из гибких прутьев. Немного укрепляется крапивный жгутом, или еще какой веревкой тонкой, можно даже конским волосом, но это нужна сноровка. А «верша» - это большая ловушка, вроде той, что на фото у поморов, вдвоем, втроем ее ставят и вытягивают… А форма и суть одна..

+1
Чаган Чаган 09:22 #

Да. СекретА тоже разные, большие и поменьше. Мой сосед ставит «в однова», у него небольшие ловушки, в одну-две секции, не больше двух метров.

А бывают и три секции, метра четыре в длину, но там уже одному не управиться.

+2
Викторыч Викторыч 09:36 #

У нас тоже эта штука «мордой» зовется... 

С пацанами когда на речку Увельку мотались на велосипедах, брали с собой трехлитровую банку и кусок толи (может, рубероид? у нас - толь, в общем)… на мелководье ставили, сворачиваешь толь конусом, вставляешь в банку - и в воду. Пока костерок разведем, покурим, полялякаем за жизнь - в банке уже с десяток пескарей. Потом глиной их обмазываешь и на угли. Через десять минут примерно - объедение! )

+2
Милена Милена 09:42 #

А мы из старых сетей, которые рыбаки уже в расход пускали (это уже в Прибалтике) делали такое: мешок на веревке спускали в залив. Горло широкое, с продетой проволокой, чтобы не схлопывалось.  Несколько часов купались и загорали, на заливе вода всегда очень теплая, мелко. После вынимали эту снасть, на конце она стянута как мешок для сменки, тоже веревкой. Ее распускаешь, рыбу высыпаешь в лодку, опять конец затягиваешь и сбрасываешь в воду. До вечера еще что-нибудь поймать можно! 

Ну как «высыпаешь»… Не всегда так бывало, иной раз десяток рыбешек с ладонь… Но когда хорошо, то именно высыпаешь, и судаки попадаются! В основном окунь, лещ, плотва. Места свои были)) где прятали сковороду, другие вещи. Но бывало, разоряли другие. Так просто на листе железа пекли)

+1
Афина Афина 12:08 #

Милена! Нас в детстве отправляли в Орловскую область. Там местные ловили рыбу « газовками » и «бреднями». Газовка -  небольшая такая дуга с сеткой мешком. Крепили ее вилами к дну чтобы не уплыла. А Бредень - это большой  вариант газовки. Как крепили не помню… но это в реке. Там где не глубоко. Рыбы пойманной хватало и на уху, и пожарить! 

+2
Милена Милена 12:39 #

Газовка. Спасибо. Это я слышу впервые! Почитаю подробно, если найду. Бредень у нас тоже встречался, как название. Но я не знаю, такая ли точно это была снасть. Именно для мелких перекатов, там где можно было бродить в сапогах болотных, к примеру.  Ну или летом босиком. Но горные реки ледяные, много не набродишь)) У нас бредень был как сетка с подгибом, рыба заплывала через низкий подгиб (ее течением несло), а выплыть через высокий уже не получалось. Забредали как бы черпая реку. Часто вдвоем, а третий с корзиной  через плечо, крупняк сразу вынимать, чтобы сеть не рвала..

+1
Афина Афина 12:44 #

Да! Точно! Брели и мужики ставили бредень. Они держали его с двух сторон, а мы заходили издалека, шумели ногами и загоняли рыбу в сетку. А газовку  ближе к кустам ставили. 

+1
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 19:03 #

куласик у нас — это небольшая лодочка-плоскодонка

Еще у вас  бударки были. Большая, длинная лодка и вместо мотора пускач от трактора. Против течения примерно 3 км в час идет, зато тарахтит так, што за версту слышно.)

+2
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 19:24 #

Я с бреднем и  прочими мордами никогда не связывался. По моему это чистый мазохизм. Да и рыпки, как правило, только себе на пожарить наловишь. Хорошая сеть из лески метров 30 (больше не надо) и погремушка, и будет вам за ночь зарплата ответственного работника.

Мы в 90-е так на М Р промышляли. Кстати, сетью ловить это не браконьерство. Это искусство.ИзображениеС первого, второго и третьего раза врядли получится. До сих пор в Москве с пяток сетей на чёрный день под кроватью хранится.

А Перми сети не нужны. Там обычной удочкой (или донкой по настроению) норму за 2-3 часа делаю. Норма в Пермском крае 5 кило, больше нельзя. Хотя тоже не так всё просто. Первые лет 7 как слепой котик тыкался, точки изучал. Только на 8 год нормально ловить начал.

+2
Чаган Чаган 19:37 #

Бударки у нас и сейчас есть. Длинные, узкие, вёрткие лодки. Классика.

+1
Чаган Чаган 08:50 #

Продолжу.

Итак, у поморов — «заборы» и «заезки».

Изображение

У нас же такое сооружение называлось "учуг".

Изображение

Да, это капитальное сооружение, из взбитых в дно брёвен. И строилось оно не на один год, и не одним человеком. Артель строила, конечно.

Зато учуг позволял стабильно, год от года, брать большой улов осетра и белуги.

Конечно, сейчас учуги не делают (да и нет уже рыбы, чтоб её  так ловить!) Но слово «учуг» осталось в топонимике края.

Например, здесь читаем про село, в котором я сейчас живу:

… селение Астраханской губернии и уезда, Чаганской волости, в 30 верстах от города Астрахань, на острове между pp. Иванчугом и Новостанки. Одно из первых поселений русских в Волжской дельте; основание его относится к 1573 г., когда для рыбного промысла устроен был здесь «учуг» (тын поперек реки). Село Иванчуг оказалось одним из самых ранних на Нижней Волге. Уже при Иване Грозном были учуги (деревянные забойки для ловли крупной рыбы) на реках Иванчуг и Бурунтай. В 1636 году в Иванчуге побывал известный Голштинский посол Олеарий, и по его описаниям в Иванчуге уже была часовня. 14 октября 1636 года у него в «описании» дословно записано следующее: «После обеда достигли мы часовни Иванчуг, в тридцати верстах от Астрахани. За этой часовней находится главное место рыболовства, называемое учуг и принадлежащее Троицкому монастырю в Астрахани».

А само название «Иванчуг» — это русифицированное казахское название: «Яман учуг» (Можно перевести как «плохой учуг»). Вот, когда сюда пришли русские монахи (при Иване Васильевиче), учуг уже был, видать, местные казахи и строили. (Да и само слово явно казахское).

Почему учуг назвали «плохим» — не знаю… Может, рыбацкое суеверие? Назовешь «хорошим», и рыба уйдёт, сглазишь...

Но факт, нынешнее название Иванчуг несёт в себе рыбацкий корень  - «учуг». Местные об этом помнят.

+2
Милена Милена 09:10 #

Может на этом месте, где вы сейчас живете и раскопки были? Иначе откуда узнали о возрасте поселения. Хотя… может документы остались?

Я про все эти снасти знаю, но потому что интересовалась и читала про лов рыбы, как промысловый, так и малый. Но что хочу сказать… В Забайкалье есть (или были) рыболовные артели, сейчас уже точно не знаю… Но те люди, которых я знаю, или родня моя, они  больше одиночки. Охотники и рыболовы ( как в фильме «Енисей»). Удочками много не наловишь, если только отдельную рыбу, с характером. Вроде тайменя. На налима специальная снасть нужна. Погремушка… кажется. А так рыбалка - это для жизни, не для удовольсвтия. Ловят сетями. Зимний лов самый уловистый. А летом трехстенки ставят. Раньше сами плели, а после появились японские очень качественные сети, мало рвутся. 

+2
Чаган Чаган 09:25 #

Да, Милена, у нас так же. Это мне, «городскому», рыбалка с удочкой просто как хобби и отдых. А настоящие «ловцы» (они себя рыбаками не называют, они ловцы!) — так и жили всю жизнь, издревле. Тяжёлый и опасный промысел ради выживания. А теперь ещё и незаконный. 

Кстати, я заметил как в фильме про поморов исподволь проходит эта тема — о противостоянии свободных людей и московского государства… Но это прям вообще большая и сложная тема, к которой подступиться не так просто. Хотя есть желание писать об этом.

+3
Милена Милена 09:36 #

Да.. 

Я много лет наблюдала это всё, на Байкал же раньше ездили на зимнюю рыбалку. Машина большая, типа Газ-66 с кунгом. А то и два… Чтобы народу было больше и помощь, если что.

Замечу сразу - хватало рыбы всем и рыба БЫЛА. Ее брали не на продажу, брали на еду. Потом пошли ограничения и прочее. А почему? Рыба стала пропадать. Причины разные, природные в том числе. Но есть и другие, основные. Когда стали черные артели организовывать, которые ловили рыбу, идущую на нерест. А кто организовывает-то? Кто деньги вбухивает чтобы взять еще бОльшие деньги? Ага. Не Иркутск и не Улан-Удэ... 

И оттуда же, откуда деньги и катера шли, пошли запреты и законы, бл***. Людям, которые на берегах живут, тупо перекрыли кормушку. Одну из возможностей питаться. А это важно, про зарплаты все сказали в фильме «Енисей», как вы поняли. Из 500 жителей только 100 человек их получают, и то, это в лучшем случае. Да еще среди них половина пенсы. Вот бред же! Но куда деваться? Народ не воюет с этим, люди прекрасно оценивают свои возможности, а главное результат выхлопа. Они просто  делают всё тихо. По возможности. Но именно их и штрафуют, у них конфискуют, их сажают… если происходит конфликт и не дай бог убийство.

+2
Чаган Чаган 09:43 #

Да, всё  так. Очень больная тема...

+4
Чаган Чаган 09:33 #

Ещё добавлю, про историю и раскопки. Да, конечно, копают у нас регулярно, во многих местах по всей области. Каждый год работают археологические экспедиции. Порой находят интересное — золото в сарматских погребениях, например.

Насколько знаю, и на Бурунтаевском бугра у нас копали. Вернее, рядом с бугром (на самом бугра кладбище, очень старое). Я там с собакой иногда гуляю, и сеансы радиосвязи с городом провожу — бугор высокий, с него и вид хороший (Камызяк видно, например), и связь оттуда далеко будет даже с моей маленькой рации.

А ещё на бугре есть старинные надгробия, аж 17хх годов.

Но, насколько знаю, в окрестностях ничего интересного не находили. Разве что остатки старых изб. Особенность наших мест — реки постепенно меняют русла, размывают берега. И за сотню-другую лет всё здорово меняется. Где раньше монастырь был — давно река течет.

А вообще, про историю края есть что написать. Места интересные, истории тоже. Например, именно отсюда, примерно с того места, где я сейчас, Степан Разин ходил в Персию, в «поход за зипунами». Именно в иванчуге он флот собирал. Причем у монастыря забрал часть лодок. А моназам за то оставил «чудотворную» икону".

Напишу об этом, обещаю.

+1
Милена Милена 09:22 #

Вот про учуг интересно. Никогда у нас не видела, а что его ставили (в Америке в том числе) тоже знаю из книг. У нас такого способа не применяют… Но и реки другие, такие паводки или поднятие уровня после дождя в горах, что всё это снесет после первого же дождя, когда попрут бревна с верховья… Не просто снесет, еще и затор где-нибудь организует..

+1
Чаган Чаган 09:48 #

Думаю, во времена Ивана Грозного всё было несколько иначе (в плане гидрологии тоже).

Знаю, что взморье начиналось почти сразу за Иванчугом (одно из самых низовых сёл было). Наверное, и паводки были другими — неторопливо приходила вода и растекалась по ериках, по полоям… И стояла высокая вода долго. Потому и рыбы было много, успевала отнереститься. Ведь и Волга была не той, что сейчас… А сейчас всё зарегулировано плотинами.

Что сказать — в этом году паводка до сих пор нет!!! Пишут в новостях, вчера начали воду понемногу «давать» с плотины. Но я пока не наблюдаю.

Какая уж тут рыба...

+1
Милена Милена 09:37 #

Кстати, сколько не искала, не нашла фильм «Дом», про Аляску. Не на платных ресурсах, не на бесплатных. Кто-нибудь нашел?

+1
Викторыч Викторыч 09:43 #

Как пишут на официальном сайте «Счастливых людей» - «Что касается появления картины в сети, то оно планируется, однако только после того, как фильм закончит участие в кинофестивалях по всему миру.» 

Видать, еще не весь мир объехали… )

+1
Милена Милена 09:47 #

Вот оно что… Но я думаю другое. Права на фильм, видимо, не у нас, не у автора. Всё, поэтому его нигде нет. 

+2
Викторыч Викторыч 09:52 #

Посмотрю на обеде на трекерах, может там уже есть...

+1
Викторыч Викторыч 10:18 #

Нигде нет… только «Енисей», «Поморы» и «Алтай». Ждем-с. )

+1
Милена Милена 10:27 #

Ну вот… Я тоже рыла не нарыла. Фильм завязан на Латвию и США, так что вряд ли мы его увидим. 

0
Викторыч Викторыч 10:29 #

Да прям… увидим, конечно! )

+1
Милена Милена 10:34 #

Будем надеяться. А то что это я, всёпропальщица..

+2
QUEEN RAINBOW QUEEN RAINBOW 19:16 #

Спасибо за наводку. Гляну.

 Поморов еще трескаедами зовут. У меня двоюродные в Северодвинске живут( Молотовск). Брат с женой круглый год в море. Как выходной, так на рыбалку.

А мама с Карпогор.  С  Пиниги. Архангельскую область Новгородцы заселяли. 

Усть Цильму присоединили к Коми когда Автономию создавали. Подружка Усть Цилемка, крест у нее староверческий. 

Староверы не курили, и для гостей отдельная посуда была, особенно после курящих, лишний раз кружек не касались...

В советское время, старики деньги на сберкнижке держали, деньги снимали, проценты не брали. Типа не их. 

Рассказывала коллега в командировке, из семьи староверов.

+2
Милена Милена 09:15 #

Про трескоедов слыхала, конечно)) Но у всех областей есть свои названия, бывшие в ходу. И это не самое плохое!

Про староверов и читала, и слышала, и в гостях бывала однажды, пришлось не по своей воле… Да, посуда отдельная у них для чужих. Вместе со своей не ставят даже близко. Но они все равно гостеприимны в том смысле, что никогда не откажут в ночлеге и помощи, если таковая нужна. Не любят, когда в их монастырь со своими вопросами лезут, а тем более с рассказами о своей жизни. Им это не нужно. У меня создалось впечатление, что этот образ жизни нам не понятен и он глубже, чем кажется на первый взгляд, сложнее… Я вижу лишь минусы и минусы, без плюсов. Если что традиции ремесел сохраняют.. 

+6
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 11:24 #

В Монголии недалеко от Дархана орсын торгон (русская деревня) была. Тоже староверы жили. Ещё с царских времён. Взрослые с советскими не общались. От слова вообще. А нам, детям, по фигу было. Дружили друг с другом, играли и даже дрались.

Староверы бумажные тугрики не признавали, впрочем, как и монголы старой формации. Между собой царскими серебрянными монетками расплачивались. А в клуб, где по субботам кино крутили, только за бумажные тугрики пускали. Мы своим друзьям билеты покупали.

Вместе на первый ряд врывались и смотрели на волшебный экран круглыми глазами с замиранием сердца. Фильмов у киномеханика целых два было. «Гамлет» и «Полосатый рейс» .

За три года я их наизусть выучил. Даже щас могу сделать трагическое лицо и сказать с выражением :" Офелия, о нимфа… Сомкни ты челюсти, тяжелые как мрамор и в монастырь ступай" Но всё равно интересно было.

+1
Милена Милена 11:29 #

Вот где ты любую викторину выиграешь,  значит))) 

+5
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 11:43 #

Фотку нашел 60-летней давности, правда очень некачественную. Щуку я завалил, мама только помогла немного)

Изображение

+1
Милена Милена 11:44 #

О! Размеры видно..

+1
Чаган Чаган 12:30 #

Достойный трофей.

+1
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 15:27 #

Национальная особенность… Ортодаксальные монголы рыпку не едят. Все, што ниже уровня Земли-Матушки для них табу. Даже коней не подковывают и  мертвецов своих не закапывают  ,  штоб Землю лишний раз не беспокоить,

Поэтому рыпка там не пуганая и растет до внушительных размеров.

+4
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 11:33 #

Когда в Союз насовсем уезжали я своим друзьям все свои рыболовные крючки отдал. Страшный дифицит в Монголии был. А они мне приличную горсть серебра отсыпали. Это серебро я в кузов игрушечной машинки спрятал, штоб таможня не увидела. 

Естественно, маме ничего не сказал. А как таможню прошли, похвастался, какой я умный.ИзображениеОна меня чуть не убила.) Потом дня три со мной не разговаривала...

+2
Милена Милена 11:40 #

Ох-ох) Маму можно понять..

+2
Милена Милена 11:21 #

А я пошла смотреть дальше Красноярский край, плато Путорана… Очень красиво, интересно и после отчетов Маруси о путешествиях интерес возрос… Поэтому смотрю очередной фильм. Тут много, много природы. О людях тоже… Но природу интереснее смотреть, слушать об истории этого места от профессионалов… Не буду рассказывать о фильме. Скажу лишь важное - эти фильмы нельзя смотреть по диагонали. Нужно смотреть и слушать. Посмотреть, сколько идет фильм и отдать это свое время ему полностью...  Нет его, не смотрите, это пустое, бесполезное будет..

+2
Викторыч Викторыч 11:40 #

Милена, похоже на «пристрелочные» просмотры. ) Когда-нибудь нарисуетесь в тех краях… )

+2
Милена Милена 12:08 #

Не исключено. Только я не загадываю… а то известная истина выстрелит… Загад не бывает богат))

+2
Мышььь Мышььь 13:19 #

Посмотрела «Люди плато Путорана». С удовольствием. Операторская работа выше всяческих похвал. Мощь природная через экран чувствуется, дух захватывает. Линия «люди» ничуть не хуже. Всё внятно и понятно. Спасибо.

+1
Милена Милена 13:36 #

Спасибо за обратную связь! Очень рада, что фильм понравился. 

Но у меня все же складывается мнение, что нужно правильно оценивать места, о которых речь. Люди не зря там не живут, хотя издавна бывают. Это гиблые места. Не для жизни. Но в определенное время, когда климат позволяет, побывать там можно. Посмотреть красоты природы, безлюдье и мощь… а после уехать, увозя впечатления, воспоминания и фотографии. Не более. Я твердо уверена, не все можно покорить и обжить.

+1
Мышььь Мышььь 19:09 #

Там природа быстро напоминает о том, что человек - песчинка в этом мире. Панибратства не прощает. Даже главе МЧС.  А люди… Никто массово туда не стремится. Обживать.  И живут/ выживают там люди определенного типажа, склада характера.  Причем, у каждого свои причины оставаться именно там. Да и выживают не все. Кто погибает, кто уезжает... 

+1
Викторыч Викторыч 19:11 #

Посмотрел фильм… Злое место. Не поеду я туда.

0
Венера Венера 11:44 #

Милена, благодарю. Вот я и добралась до помор, всё интересно и познавательно… себе на заметку записала, в свободное время посмотрю.     Может быть не совсем в тему… если я не ошибаюсь, то сёстры Тургиновы воссоздают и шьют поморскую одёжу. У них даже и выкройки ещё оттуда… старинные.

0
Викторыч Викторыч 11:55 #

Что такое «поморская одежда»? Отличается чем-то от внутрироссийской?

+2
Милена Милена 12:02 #

Это сестры о себе. 

Мы сестры Тургиновы – создатели бренда «Одежда Вне Времени». Благодарим вас за проявленный интерес к нашей мастерской ручного труда и аутентичного стиля, где мы стараемся соединить культуру, искусство и ремесло. Мы с сестрой являемся потомственными владелицами мастерской по пошиву одежды, т.к. еще в 19 веке у наших предков были портновские заведения в Твери и Москве. Мы глубоко чтим свои корни, поэтому с чувством гордости продолжаем дело наших предков. Своей миссией мы считаем возрождение русского стиля и благородного образа русской женщины. Мы убеждены, что женщина – это произведение искусства. Каждая женщина, как бриллиант, которому нужно достойное обрамление. В своем творчестве мы опираемся на историю русского традиционного костюма и вносим исторические акценты в современный образ женщины. Считаем, что таким образом проявляется принадлежность женщины к культурному коду страны, ценность образа возрастает и женщина больше начинает ценить себя. Мы убеждены, что психологическое состояние женщины напрямую связано с тем, как женщина проявляется в этом мире и какой образ она несет.

Создали современный бренд очень дорогой одежды, подведя под него основание своего рода. Как на самом деле, я не знаю… Являются ли они потомственными портными, но бизнес-идея отличная. Почему я с критичным подходом, да потому, что в этой сфере полно фантазеров, создающих что-то новое, им нужно выделиться, заявить о себе, поэтому используют всё. И правду, и выдумку, а чаще детали того и другого… Не сужу, но не считаю такие бренды живучими… Одежда должна быть доступной, тут этого нет. 

0
Венера Венера 12:20 #

Но посмотреть то есть на что. А помечтать...

0
Венера Венера 12:22 #

Бренд не бренд, но возвращение к корням приветствуется. А уж сколько продержатся сёстры, время покажет.

+1
Милена Милена 12:38 #

Посмотреть реально есть на что! Я не могу глаз оторвать от этих рядов мелких пуговичек и силуэтов… Они даже не предполагают никакого лишнего веса)) это мечта, а не фигуры одежда..

+1
Венера Венера 12:13 #

Думаю отличается немного… русский стиль. Внутророссийский это сейчас, а раньше одежда была аутентичная . 

+2
Милена Милена 12:07 #

Насчет поморской одежды у Тургиновых не слышала вообще… Но может быть у них была коллекция или ряд предметов с символикой тех мест, или выкройками, не знаю. Если есть более точная информация, поделитесь Венера, это интересно. 

Я сама в быту использую только поморскую льняную косыночку, специального кроя. Наподобие такой. В средних полосах это повойник. Архангелогородцы называют ее сорока… Вот у меня сорока.  

Изображение

Очень нравятся льняные летние сарафаны-фартуки, которые надевались на легкие хлопковые длинные рубашки, или на льняные же платья… Потрясающе красивые силуэты, очень удобно вести хозяйство и оставаться аккуратной. Фартук поменял и пошел))) Но так как платья я не ношу вообще и покупать не видела смысла. Но в мыслях было, что для дачи это самое то. Выглядеть потрясающе модно и не париться  в жару)

0
Венера Венера 12:17 #

Милена, я их сама узнала год назад.Теперь подсматриваю за ними в ВК. 

+1
Милена Милена 12:39 #

Я тоже смотрю. Мне очень интересен выбор  ткани, и как она смотрится на пошитых изделиях. У меня в близком круге есть люди, которые работают над созданием народных костюмов для ансамбля. Это не профессионалы, это любители и ценители… Поэтому одной из главных проблем всегда является выбор ткани..

0
Венера Венера 12:18 #

Сорока хороша...

+3
Милена Милена 12:42 #

Создана временем, считаю. Идеальный головной убор. Шея прикрыта от солнца, не сгоришь. Волосы прикрыты от ветра. На любой размер. И красиво смотрится на любой голове, проверено. К тому же вышивка, тут можно проявить свое мастерство и выразить что-то без слов... 

Еще от автора

 ПИРОГ С КРЫЖОВНИКОМ Рецепт не так давно попался мне в интернете, заочно я оценила простоту приготовления и забросила его в «Избранное», чтобы потом разглядеть поподробнее. Я вообще последние годы...
14:40
46 (+4 за сегодня)
Хочется о лете… думать, писать, вспоминать. Помните эту песенку? На наших дискотеках в лагерях она была очень популярна)) Ставлю С. Намина ради проигрышей… и потому что он автор музыки. Но первый...
18:40
260 (+0 за сегодня)
Изучала сегодня некоторые страницы, которые предлагают авторские платья. Да, я не фанат платьев, если вы помните, но меня все равно привлекает индивидуальный взгляд на красоту, на модели из...
12:35
193 (+0 за сегодня)
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie, согласно Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных