Намоленное место (про Иванчуг, часть вторая)

Жалованная грамота Ивана Грозного и подарок Стеньки Разина. Древние церкви и чудотворная икона — всё это история Иванчуга...

Намоленное место (про Иванчуг, часть вторая)

Доброго дня всем туристам, краеведам и просто интересующимся.

Продолжу тему, начатую недавно, об истории старинного села на нижней Волге.

Тут не лишним будет вспомнить весь исторический контекст.

За подробностями, конечно, лучше обратиться к серьёзным источникам. Да и нет у меня в запасе «многобукв», чтобы подробно расписывать всю борьбу московских царей — Василия III и его сына Ивана IV — за владычество Московского государства над регионом Поволжья, где проходили торговые пути на Каспий по великой русской реке… Да, тут надо понимать, что русской рекой Волга стала именно при Иване Грозном («прозванным за крутой нрав Васильевичем»). Помните незабвенное? «Казань брал, Астрахань брал...»

В 1552 году Иван IV присоединил к России Казанское ханство (далеко не с первой попытки это удалось русским царям!) И затем, можно сказать, вскоре, совершил два похода на ханство Астраханское, в 1554 и 1556 годах. Тоже, не с первого раза получилось...

В 1554 году русская армия в количестве тридцати тысяч человек под командованием князя Пронского спустилась по Волге к Астрахани. Хан Ямгурчей бежал, даже не пытаясь сопротивляться, и город был взят без боя. Сначала в Астрахани был установлен марионеточный хан, Дербыш, вынужденный платить дань Москве и Ивану Грозному. Однако, когда Дербыш начал вести двусмысленную политику и сговариваться с Крымом, его изгнали в 1556 году, и Астрахань окончательно присоединилась к Москве.

И вот, собственно, с этого момента и начинается история села Иванчуг, которое стало одним из самых ранних русских поселений на Нижней Волге.

В 1568 году был основан Астраханский Троицкий монастырь. Ему принадлежали воды Волги от Чагана до моря с буграми, лесами, протоками Хмелевской, Истубой и Карасой.*
Монастырь быстро строился и рос. Он имел свои рыбные лавки, струги, дощаники, соляные озера. Но самым дорогим богатством были учуги. Наиболее уловистым из всех учугов Троицкого монастыря считался Иванчуг.
К концу XVI века на Бурунтаевском бугре было уже довольно много монахов, которые, живя здесь на высоком удобном месте, следили за своими монастырскими учугами – Иванчугским, Бурунтаевским и другими, за ловцами и за рыбой для монастыря. Монахи Троицкого монастыря могли иметь в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговать, строить суда.

* От себя добавлю: упомянутые выше топонимы есть и на современных картах.

Изображение

Чаган — довольно большое село, ближе к городу. Хмелёвка, наоборот, ныне село маленькое, захудалое. Принадлежит к нашему сельсовету, но находится в стороне, за паромом.

И пусть вас не смущает разнобой с названиями ериков — Троицкий и Бурунтай это один и тот же. А другой ерик, Караса или Карасан, на других картах может называться Каныча. Просто топнимы русские и татарские вполне равноправны. На картах может быть и так, и эдак. А местные всё равно поймут, о чём речь. ))

Да вот, что далеко ходить? Ерик Бурунтай, он же Троицкий. Мы его пересекаем каждый раз, как едем в город или обратно в село. Большую часть года русло его сухое, там под мостом коровы вольготно пасутся. И только весной, в паводок, ерик наполняется водой.

Изображение

Фото моё, первого мая ехал из города, заснял знак перед мостиком специально для вас. ))

Надо бы двигать рассказ дальше, но не могу удержаться, очень уж хочется привести здесь фрагмент одного старинного документа.

1575 Февраля 12. Царская жалованная грамота Астраханскому Троицкому монастырю, на рыбную ловлю, с правом безпошлинной торговли.

Се аз Царь и Великий Князь Иван Васильевичь всея Русия пожаловал есмя своей отчины, в Астрахани, Троицкого монастыря и Николы Чюдотворца богомолца своего игумена Кирила с братиею, или кто по нем иные игумены или строители в том монастыре будут. Ныне нам бил челом игумен Кирил: по нашему указу послан он в Астрахань в 76 году, а велено ему в Астрахани Николы Чюдотворца устроити монастырь общей, а нашие годовые руги велел есмя в тот монастырь давать, денег по девятнадцати рублев да хлеба по пятидесят по одной четверти муки да по пятидесят по одной четверти овса, да тому ж монастырю дана рыбная ловля, на Волге, на Бузане остров Чюрка с бугры в с протоки, от Перекопи до Ахтубскаго устья, вниз к Синему морю, с илмени и со всеми угодьи Колкомановской учюг; и тот де Колкомановской учюг у него воеводы наши и дьяки взяли того ж году, а за хлебную ругу и за денги, дали ему учюжки, ниже города, от Чегана, с верхние протоки вниз в Хмелевую протоку, Иванчюк да Бурунтай, что вышли из Волги одним устьем, Каракол-Танычю да Бурунтаевской бугор, Иктубу в Карасу, с морскими устьи и с угодьи; а оброку де с тех учюжков шло в нашу казну, на год, по семи рублев и по четыре алтыны. А он игумен Кирил в Астрахани монастырь сорудил своими денгами, и тес купил и возил из Казани, и построил церковь Николы Чюдотворца...

Изображение

Оригинал грамоты находится то ли в областных архивах, то ли в ризнице местного Успенского кафедрального собора (тут данные источников разнятся). Но желающие могут ознакомиться со списком документа в электронном архиве.

Изображение

Ещё одно фото, уже не моё. Это для понимания, про монастырь...

Современный Астраханский Кремль. Справа — самый узнаваемый силуэт, можно сказать, «брэнд» города: Успенский кафедральный собор с колокольней. А слева — белокаменные палаты Троицкого собора Астраханского во имя Святой Троицы мужского монастыря, того самого, коему царь жаловал учуги с угодьями.

Понятное дело, что каменные палаты — постройки более поздние, как и остальной Кремль… Первый монастырь был деревянным. Подробности по ссылке, кому интересно. Я же делаю это уточнение, просто чтобы не было путаницы: сам монастырь в городе, в Астраханском кремле. В селе же Иванчуг были деревянные церкви.

И не одна...

К концу 16-го века многие монахи из монастыря жили на Троицком бугре недалеко от Иванчуга. С высокого места они следили за ловцами и за своими учугами на реках.

Первые русские цари отдавали дань уважения Астраханскому Троицкому монастырю. Так, в 1646 г. царь Алексей Михайлович подтвердил грамотой, что Иванчугский учуг и Троицкий бугор принадлежат монастырю. Эта жалованная грамота в числе самых ранних сохранившихся документов находится в Астраханском областном архиве.

Заручившись грамотой, монахи Троицкого монастыря построили в Иванчуге примерно в 1655 г. церковь Святой Живоначальной Троицы.

Этот храм существовал до 1797 года. Сначала он стоял при учуге на столбах – сваях. Затем, когда здание пришло в негодность из-за постоянного затопления водой, священники обратились с просьбой к епархиальному начальству о разрешении построить новый храм. После долгого ожидания было получено разрешение. В нем было сказано: «Состоящую при астраханской Троицкой церкви приделанную Харлампиевскую церковь, как ненужную, перенести на Иванчугский учуг и поставить там на Канычинском бугре во имя св. Троицы...»
С 1831 года Иванчуг был объявлен приходским селом. Забота о храме легла на местных прихожан. Было решено строить новый храм. В 1844 году храм был построен и освящен с именем Святой Троицы. Церковь эта была деревянная с такой же колокольней. «Стоит на каменном фундаменте, обнесена каменной оградой, теплая. Престолов в ней три: главный – во имя Святой Троицы, правый придел в честь Федоровской Богоматери, а левый в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Еще имеются три часовни, построенные на старых местах прежних храмов».
Не очень долго существовал третий храм. Жителям острова Иванчуга угрожала опасность быть смытыми водой – им нужно было уходить на другое место.

Четвертый и последний Иванчугский храм Святой Троицы был краше других храмов, самый красивый.
Сам храм был деревянный, обложенный кирпичом. Кресты и купола покрыты золотом. Была построена и колокольня.

В 1930-е годы церковь закрыли, а в 1939 году из Астрахани приехали люди с приказом о снесении церкви. В этот же год ее и стали ломать. Так как церковь была сделана из сруба, ее растаскивали по бревнышку. Купола и кресты снимали и переплавляли. Иконы рубили и отдавали морякам на дрова. 

Источники: один и второй (во многом повторяются, но и дополняют друг друга).

Изображение

Храм Святой Живоначальной Троицы в селе Иванчуг. Единственное сохранившееся фото, которое мне удалось найти.

В настоящее время в селе Иванчуг храма нет. Есть только молельный дом на берегу реки, с маленькой башенкой-колоколенкой. Своего батюшки нет, но по выходным приезжает служитель из соседнего прихода. Проводится литургия, звонит небольшой колокол. Мне хорошо слышно — от меня чуть больше сотни метров.

И вот тут, пожалуй, пора перейти к самому интересному — к местным легендам о чудотворной иконе, подаренной монастырю самим Степаном Разиным.

Далее я буду ссылаться в основном на труды нашего астраханского писателя, историка и краеведа Александра Сергеевича Маркова.

Изображение

Мне повезло быть знакомым с ним лично. В середине девяностых, когда работал на радио и в газете, пару раз довелось общаться, брать интервью. Интересный человек, большой знаток истории Астраханского края. Он сейчас уже очень пожилой — за девяносто.

Далее ему слово.

… От старого иванчугского рыбака слышал я, что в их село однажды приезжал Степан Тимофеевич Разин, который разбирал спор астраханских ловцов с Троицким монастырём. При посредничестве атамана стороны пришли к соглашению и был отслужен молебен. Тогда же Степан Тимофеевич подарил в местную церковь икону, которая почиталась до революции чудотворной.

По правде сказать, я не поверил тогда старику. Мне казалось парадоксом, чтоб икона отлучённого от церкви и преданного анафеме атамана почиталась чудотворной.
Однако позже, перечитывая Ключаревскую летопись на странице 23-й обнаружил: «После разграбления Астрахани Разин, прожив в оной не более недели, отправился к морю на Иванчугский учуг, взяв с собою восемь тысяч человек». И далее в сноске: «Разин оставил свой походный образ церкви на Иванчугском учуге. Образ сей во имя Божьей матери Федоровской с того времени и доныне находится с тем украшением, которое было на нем».

Летопись составлял ключарь кафедрального астраханского собора Кирилл Васильев. Его нельзя заподозрить в симпатиях к Разину, но он, по возможности, старался объективно осветить историю. Автор пользовался материалами архивов Успенского собора и Консистории. Он имел под руками древние записи XVII века и книги Троицкого монастыря, которые теперь утеряны.

* * *

Мне удалось отыскать довольно любопытную книгу, написанную священником Иоанном Орловым и изданную в Астрахани в 1902 году. Книга называется «Село Иванчуг н его святыня».
В предисловии автор ссылается на небольшую опись в церковном архиве, в которой говорится: «Федоровская икона богоматери особенно чтится окружными жителями, о каковой гласит предание — будто бы она принесена в бывший Троицкий монастырь Стенькой Разиным».

Источник: Александр Марков «Крамольная икона» (ссылка на ЖЖ моего коллеги, журналиста Дамира Шамарданова, мы в одно время работали в газете). Более полные тексты Маркова можно скачать по этой ссылке, в формате PDF — но там требуется регистрация.

Но давайте вернемся к иконе. Это интересно! Википедия сообщает:

Федоровская, или, точнее, Фео́доровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы, находящаяся в Богоявленском соборе Костромского кремля.

Даты празднования:
14 (27) марта и 16 (29) августа.

Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой.
Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

Изображение

Феодоровская икона Божией Матери в окладе, 1910 (фото С. М. Прокудина-Горского)

Не знаю, конечно, что и думать про евангелиста Луку… Но икона древняя, это факт. Перечень официальных списков с неё тоже приводится в Википедии. Кстати, один из списков иконы находится в Московском Кремле, и мне встречались упоминания (скорее, слухи), что Путин особо чтит сей образ. Не случайно Феодоровскую икону считают покровительницей и символом преемственности российской государственности.

27 марта 2000 года, в день празднования памяти Феодоровской иконы Божией Матери, стали известны результаты президентских выборов в РФ – президентом стал Владимир Путин. Совпадение этих событий позволило журналистам снова начать называть Феодоровскую икону Божией Матери покровительницей высшей государственной власти России. Сам Владимир Путин особо это событие не подчеркивал, однако в августе 2000 года принял от архимандрита Иоанна список Феодоровской иконы.

Источник: «Пять фактов о главной святыне Романовых » (кстати, довольно интересно, рекомендую!) И ещё один, тоже интересный: «Удивительная история чудотворного образа».

Но вернёмся к мятежному атаману Стеньке Разину...

В 1670 г., вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин в сопровождении нескольких тысяч восставших побывал на Иванчугском учуге. Здесь он сделал себе флот и весной начал свой поход на Персию.

В церкви с. Иванчуг С. Разин оставил икону Федоровской Божией Матери. «Сей образ во имя Божией Матери Федоровской с того времени и доныне находится в местном храме с тем украшением, какое было на нем», – так было записано в церковной летописи иванчугской церкви 1875 г.

Эта икона была точной копией чудотворной иконы Федоровской Божией Матери, с 1239 г. хранящейся в одном из храмов г. Костромы. Она особенно почиталась царским домом Романовых, так как её считали покровительницей родоначальника Романовых – Михаила Фёдоровича, а значит, и всей династии.

Точная копия Костромской иконы была сделана для придворной церкви Романовых в Москве.

Древнейшие копии её были ещё в Городецком монастыре, в Ярославле, в Нижнем Новгороде, в Моршанске и в Астраханской губернии в иванчугской церкви.

Та копия иконы, что хранилась в Иванчуге, была, скорее всего, вывезена С. Разиным из какого-либо храма Костромской губернии.

По описанию местного священника И. Орлова за 1902 г. иванчугская икона была древней. Он пишет, что, судя по живописи, она написана в начале XVI или даже XV века, писана на сосновой доске. Живопись  была лишь немного потёрта. Желая сохранить её ещё надолго, служители иванчугской церкви покрыли её стеклом в 1900 г.

«Икона была украшена серебряно-золотой ризой, в которой с окладом и массивным венцом было весу более 16 кг. Риза с украшениями: на венце бриллиантовый крест из 12 камней, на самой ризе 3 звезды: одна бриллиантовая, другая – изумруд, осыпанный бриллиантами, третья – изумруд, осыпанный алмазами. Ценная риза сделана в конце 19 века, венец сохранился древний.

Эта древняя икона два с половиной века как святыня хранилась в Иванчугском храме. В летнее время тысячи приезжих богомольцев молились перед чудотворной иконой и отходили с облегчённым сердцем и новой силой для перенесения недугов тельных и невзгод житейских.»

А дальше… остаются только вопросы без ответов. Главные: как и откуда список Федоровской иконы попал в руки Степана Тимофеевича? И куда «чудотворная» икона пропала потом, в начале двадцатого века?

Мне довелось найти лишь версии, не подкреплённые историческими свидетельствами.

По одной из версий, икону Разин получил из рук князя Львова. Семён Иванович Львов, стольник и голова при дворе царя Алексея Михайловича, военачальник и дипломат, был вторым Астраханским воеводой, вместе с Прозоровским. Воевода Семён Иванович Прозоровский был убит разинцами — бунтовщики сбросили его с раската Астраханского кремля, а сына воеводы повесили за ноги… Князь Львов же избежал смерти, будучи взят в плен. Мог, конечно, и икону бунтовщику передать. Но, повторюсь, достоверных сведений о том нет.

Далее, о том, что икона (или список Феодоровской иконы) хранилась в церквях Иванчуга — свидетельств достаточно. Но по сути, все они восходят к одному источнику, книге священника Иоанна Орлова "Село Иванчуг и его святыня"  (Историческая записка о феодоровской иконе Божией матери вообще, о феодоровской-костромской и феодоровской-иванчуговской в частности / [Соч.] Свящ. Иоанна Орлова. - Астрахань: Астрахан. Кирилло-Мефодиев. братство, 1902.)

На эту же работу ссылался и Марков. Но прямо скажем, не густо источников. ((

Наконец, о судьбе иконы в двадцатом веке мы тоже имеем лишь слухи. Якобы, «когда в 30-е годы стали закрывать сельские церкви и очередь подходила к церкви Святой Троицы в Иванчуге, настоятель церкви Федор Лушпаев вывез ночью чудотворную икону из церкви, ночью же ее доставили в город, а оттуда отвезли в Киев. Лушпаев (сын) будто бы слышал от кого-то, что эта икона была вывезена за границу. Но как, кем и при каких обстоятельствах – неизвестно.»

Опять же, очень и очень не густо. Слухи, не более. Но согласитесь, история занятная. С лёгким флером тайны… ))

От себя же я могу добавить по теме лишь вот что...

Через месяц будет четыре года  как я живу в Иванчуге. И знаете — мне нравится здесь. Хороший воздух, дивные закаты с видом на дальний берег, где пасутся коровы и лошадки.

А ещё… знаете, я по советскому воспитанию диалектический материалист. В чудеса верить не склонный.

Но я с утра до вечера на природе, и часто замечаю интересную вещь: вот к северу от Иванчуга, в сторону города — тучки. И к югу облака, словно горы. И на западе дымка, и на востоке облачно… А над Иванчугом синее небо. И солнышко светит. Особое место, что ли? Намоленное? А вот похоже, что так!

На этом закончу дозволенные речи. И так получилось очень много букв. Даже не уверен, что вы дочитаете. ))

Но я уже как-то писал, что при составлении своих заметок стараюсь прежде всего для собственного удовольствия. Пока собираешь материал, столько всего интересного найдёшь! Наверное, материал наберётся и ещё на одну, заключительную часть.

Так что не теряйте, до встречи!

+13
15:15
574 просмотра (+2 за сегодня)
+3
Викторыч Викторыч 18:22 #

Мощный пост… Чаган, спасибо, очень интересно! Мне же сразу вспомнилась похожая история с исчезновением другой иконы… Знаю о ней, поскольку редактировал и готовил к печати книгу нашего краеведа о нижнеувельских казаках. В ней часто упоминалась икона Табынской Божией Матери… Если вкратце, то вот: 

Последний Крестный ход, проходивший в 1918 году, оборвался около Оренбурга. На шествие напали красные, сорвали золотую Оренбургскую и серебряную ризы, а святую икону бросили на дорогу. Она им была не нужна. Икона была подобрана казаками атамана Дутова... 

Атаман Дутов все отступал и отступал. Часто молился перед Табынской иконой, думал о судьбе России. Но Божия Матерь не помогала в братоубийственной войне. Более того, при отступлении казаков из России на берегу реки Амур под Благовещенском Табынская икона остановилась, не хотела покидать Россию! Но приближались красные, и всем грозила смерть. Над иконой построили часовню из камыша. Архиепископ Оренбургский Мефодий, архиепископ Томский Мелетий и епископ Камчатский Нестор со многими священниками три дня постились и слезно молились, прося Заступницу милости. После этого Святая икона двинулась через границу в Китай.

В Китае икона находилась в православном монастыре Харбина вплоть до 1948 года. На чужбине Табынская икона прославилась своими чудесами так, что и китайцы молились Ей, говоря: «Табынская икона приносит удачу». После 1948 года икона была вывезена архимандритом Филаретом (будущим предстоятелем Русской зарубежной церкви) сначала в Австралию, затем в США в Сан-Франциско. Далее ее следы теряются, и где она находится сейчас - неизвестно...

+3
Чаган Чаган 19:16 #

Викторыч, если что — я не за белых и не за красных, я за русский народ. Который для любой власти, увы, лишь расходный материал, не субъект, но объект. ((

Потому мне всегда грустно от таких историй. ((

Опять же, я материалист и диалектик (как все мы, дети СССР). Но ко всем этим историям с чудотворными образами отношусь с большим уважением. Религия там, или что ещё… да хоть эгрегор, веяние духовное народных масс.

+2
Викторыч Викторыч 19:27 #

Все так… и примерно так же и я отношусь ко всему этому. В книге (основанной, естественно, на реальных историях семейных династий нижнеувельского казачества) полно, кстати, сюжетов, когда казаки возвращались из Китая на родину - кого сажали, кого нет, но их дети уже воевали в Великую Отечественную, и домой многие не вернулись, ужас сколько полегло...

+2
Викторыч Викторыч 18:25 #

А ты, получается, Человек-село?! ))

+2
Чаган Чаган 19:19 #

Тут не очень понял. Что значит «человек село»? Это про никнейм Чаган? Ну тут да, я и фотку где-то выкладывал.

Но так-то вообще бери шире. Я человек-мир, человек-Вселенная. )))

+1
Викторыч Викторыч 19:23 #

Ну, помнишь, Красин - Человек-пароход?! ) Аналогично… ))

+2
Чаган Чаган 19:41 #

А точно Красин?

Насколько мне помнится по стихотворениию Маяковского, речь шла о красном дипкурьере по имени Теодор Нетте, коего враги застрелили где-то в Прибалтике, что ли… при перевозке дип.почты.

Хотя пароход «Красин» тоже был, это факт.

+1
Викторыч Викторыч 19:42 #

Ладно, пусть Нетте… я Маяковского плохо знаю. )

+1
Чаган Чаган 19:53 #

Да я тоже не фанат ВладимВладимировича. ))

+1
Чаган Чаган 19:47 #

Так, разобрался. В честь товарища Нетте был назван сухогруз.

Изображение

А «Красин», он же до до 1927 года — «Святогор»,  — арктический ледокол. Построен на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd., в Великобритании в 1916–1917 годах.

Изображение

Более всего «Красин» известен по истории спасения итальянской экспедиции Умберто Нобиле в 1928 году.

(Кстати, фильм «Красная палатка»..  не о той ли истории?)

+1
Викторыч Викторыч 19:58 #

Да, о той… один из немногих случаев, когда фамилии главных героев не изменены, - как сейчас модно. )

+1
Чаган Чаган 20:01 #

Да, проверил сейчас - склероз пока не подводит, Альцгеймер не грозит, аж на удивление.

Изображение

Пересмотреть, что ли… очень давно видел.

 

+3
Викторыч Викторыч 20:21 #

Альцгеймера гони, мы его не звали, пусть идет… домой, в общем! ))

+2
Чаган Чаган 20:09 #

Викторыч, а вот знаешь, что самое интересное? От ледокола «Красин» (который изначально при постройке в Англии был «Святогор») — от него ниточка тянется к роману-антиутопии «Мы».

Вот опять же, откуда это «щёлкает» в голове?

Я вспомнил: автор романа, Евгений Замятин, работал в Англии, ещё до октябрьской революции. И строил тот  самый ледокол.

Ну каково?

Ведь точно...

Изображение

+3
Викторыч Викторыч 20:22 #

Ну вот… а херр Альцгеймер ничего бы нам не рассказал. ))

+4
Стрелец Акайаннай Стрелец Акайаннай 20:28 #

А почтальон Печкин утверждал, что человек и параход - это Иван Фёдорович Крузенштерн!)))))

+3
Чаган Чаган 20:43 #

А это уже альтернативная реальность. )))

+1
Чаган Чаган 20:48 #

Аааааа!!! вспомнил! Эсминец же! «Юрий Шостакович». День радио, квартет И. )))

+8
Чаган Чаган 08:45 #

Перечитал вчерашний пост, в том числе про «дивные закаты»...

Подумал, что надо было фото вставить. ))

Изображение

И вот ещё спросить хотел: продолжение-завершение поста делать ли? Как говорится, «Бог троицу любит».

А у меня есть ещё немного материала про учуги. И можно пофоткать современные виды села.

+4
Милена Милена 12:17 #

Какие закаты красивые.. 

+2
Чаган Чаган 13:25 #

Ага. ))

Сами балдеем.

+6
Чаган Чаган 13:29 #

Да и вообще хорошо.

Сейчас сидим с другом на бережку. Клева нет, но просто красиво. Душа отдыхает...

Изображение


Изображение

+3
Милена Милена 13:33 #

Какой катерок)) Ностальжи..

+2
Чаган Чаган 13:42 #

Да, у нас тут регулярно курсируют.

+4
Чаган Чаган 13:57 #

Вот сосед причалил, с куласика рыбачил. Лещей полно, сазанчик кило на пять, хорошо...

Изображение

А у нас с другом тишина. ((

(Но мы с берега, не с лодки.)

+1
Милена Милена 14:04 #

В любом случае это приятное времяпровождение. Но улов у соседушки хорош!  А это лещи, не подлещики? Хотя плавники темные, лещ все-таки.

+1
Чаган Чаган 14:34 #

А это лещи, не подлещики?

Думаю, лещи. Но я не по цвету сужу, а чисто по размеру. ))

+3
Милена Милена 14:51 #

Я точно могу сказать по количеству лучей на верхнем плавнике… но на фото не видать)) В любом случае разница небольшая лещ или подлещик) Это я умничаю.

+3
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 19:22 #

разница небольшая лещ или подлещик) 

Разница у них как у полковника и подполковника.) Только в размере.ИзображениеА количеством  лучей густера отличается.

*тоже умничаюИзображение

+1
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 08:34 #

(Но мы с берега, не с лодки.)

Пора куласик строить.  Робинзон Крузо голыми руками выдолбил, а у тебя пилы, топоры и прочие прелести цивилизации. Сама Мать Природа велит...Изображение

+1
Санакунэ Джюкел Санакунэ Джюкел 09:13 #

У нас на Каме тоже судаковая яма метрах в трёхста от берега. Даже я до неё докинуть не могу. Как говорится видит око, да зуб неймёт (ЦЫ)

+1
Чаган Чаган 09:23 #

Да вот же… Лоханулся я, взял алюминиевый катер с «Вихрем». И он два года стоит. Его даже втроём до берега не дотащить. Значит, тележку надо, фаркоп на Ниву. А нету. ((

Был бы умнее, лучше бы купил кулас или «резинку», или RIB с маленьким моторчиком.

+2
Стрелец Акайаннай Стрелец Акайаннай 18:08 #

Конечно делать!

+2
Викторыч Викторыч 18:30 #

Лайкнул за продолжение-завершение, извини, пропустил мимо ушей твой комментарий. Лучше продолжение, конечно. )

+2
Афина Афина 18:49 #

Конечно продолжать! 
очень интересно написано! 
читается легко! 


+1
Венера Венера 15:45 #

Прочитала, Чаган, ваш пост. Интересно изложено. Важно знать всё о месте где живёшь, я пока не сподобилась… моя душа ещё в г. Горьком. Мои дети больше меня знают об этих местах, они весь лес близлежащий и все холмы и курганы излазили.           Благодарю .

+1
Чаган Чаган 15:48 #

Спасибо за отзыв!

+1
Венера Венера 15:53 #

За иконы отдельное большое СПАСИБО.

+6
Чаган Чаган 10:54 #

Всем привет из наших полей. Воооон там, вдалеке, Троицкий бугор на заднем плане. Не особо впечатляет, да? Но когда вблизи, то интересней. ))

Изображение

+1
Милена Милена 10:58 #

Такая фотка отличная, цветА и тональность… Изображение

0
Чаган Чаган 11:31 #

Сейчас недолгое время, когда в степи что-то зеленеет. Вон, на левом краю кадра лох серебристый. И кусты тамариска вокруг. Трав какие-то...

А пройдет месяц, и уже началу июня всё будет выжженным.

Мы грибы искали, но не нашли. Хотя люди говорят, были после дождей шампиньоны.

0
Милена Милена 18:08 #

И кусты тамариска вокруг. 

Никогда не видела это растение в природе. В ваших местах оно обычное, я прочла, посмотрела фотки… У нас декоративные такие растут по дачам… Красивое.

Но если честно, то степи, места без леса меня совершенно не привлекают! Хотя я прекрасно понимаю, что в каждом есть нечто необыкновенное… Вот ваши закаты, например. Весеннее цветение… и тд. А фотки с питомцами всегда вызывают особую теплоту. Я все хотела спросить, как ваша новая малышка освоилась с другими животными?

+3
Чаган Чаган 19:05 #

Попробую по порядку.

Тамариск - он тут везде. Не сказать, что особо красив. Но интересный. Может жить и цвести в любую засуху. Цветёт не ярко, но по-своему красиво — весь будто красным покрывается, мелкий-мелкий цвет.

Степи — да, лесов очень не хватает. Голая равнина, ветра..  а леса только «леточные», вдоль рек. В основном ива, тополь, реже ясень.

Закаты — тут без комментариев, красиво.

Про животных — нынче сын приехал, свою молодую кошку привёз. Та, черная Бастет, я писал и фото выкладывал.

Красивая кошечка, пока немного пугливая. Но наша мелкая простушка без лишней скромности с ней уже заигрывает.

Думаю, пару дней, и все подружатся. Никуда не денутся! 

+2
Чаган Чаган 19:14 #

Забыл добавить, почему сын кошку к нам… у него на работе почти всех мужиков отправляют на военные сборы (тьфу-тьфу, не воевать! Просто, как раньше были — «партизаны», на две недели.)

Ну и куда кошку? К нам, конечно. Одну не оставишь. А тут хоть привыкнет, познакомится со всеми. Кошки-старушки, плюс мелочь мелкая, и собака, и куры… И нам веселее наблюдать за всей движухой. ))

0
Викторыч Викторыч 19:17 #

Сейчас-то сборы посерьезнее поди, чем те, на которые мы ездили… думаю, что заборы и стены штаба не будут красить, как я этим занимался вместо спецуры...

0
Чаган Чаган 20:02 #

Ничего пока не могу сказать. ((

Узнаем.

0
Милена Милена 19:20 #

Понятно) Вам не скучно..

0
Чаган Чаган 20:14 #

Это да!!! Очень интересно за всем этим зоопарком наблюдать. ,)

+3
Цыпа Ленина Цыпа Ленина 19:31 #

Тамариск на Байконуре называли казахской сиренью.

0
Милена Милена 19:34 #

Вы наверно знаете, профессионал, хочу спросить. Слышала два варианта тамариск и тамарикс. И в разных местах говорят по-разному. Это ошибка или ходит два названия?

0
Чаган Чаган 20:00 #

Насколько знаю, это не ошибка, а два равноценных варианта. Типа, как твОрог и творОг. )))

Но если будет минутка для маленького исследования — выясню точнее, отчитаюсь.

(Сам оч. люблю такие моменты, как филолух.)))

0
Чаган Чаган 20:18 #

Докладываю первые поверхностные находки.

"Гребенщи́к, или тамари́кс, или тамари́ск (лат. Támarix) — род растений семейства Тамарисковые (Tamaricaceae)… В разных регионах России растение известно также под названиями бо́жье де́рево, гребенчу́к и би́серник, в Астраханской области — жидови́льник и астраханская сирень, в Средней Азии — дженгил, в Казахстане — жынгыл."

Если брать за основу латинское название Tamarix — то более «каноничным» получается «тамарикс» (как прямая транскрипция с латыни).

Но, предполагаю, что дальше произошло обычное чередование звуков. Мне кажется, русскому выговорить проще «ск», чем «кс». И «тамарикс» превратился в «тамариск».

Могу ошибаться, просто предположение.

0
Милена Милена 21:32 #

О… какой разбор. Надо было самой посмотреть) Вообще интересно. Мне тамариск нравится… Как-то более благозвучно вроде..

0
Чаган Чаган 20:32 #

Про тамариск нашел сейчас стихотворение Валентина Берестова:

Следами затканный бархан.
Мышей песчаных писк.
Сухое русло Даудан,
Лиловый тамариск.
Бросают тощие кусты
Коротенькую тень.
Но только пылью пахнешь ты,
Пустынная сирень.
Идти, брести в горячей мгле
По выжженным местам
И реку возвратить земле,
И запахи — цветам.

Есть ещё у Асадова, но я я, признаюсь, не впечатлился.

0
Милена Милена 21:33 #

Почему-то вспомнился «Вересковый мед»))

0
Чаган Чаган 20:14 #

Только что вычитал — ещё и «Астраханской сиренью» зовут.

Еще от автора

Всем большой меломанский привет! Давно не писал сюда. Но вот, возник хороший повод. Прежде всего надо пояснить, что называется, «бэкграунд». Спойлер Я утром встаю довольно рано, в шестом часу...
19:00
1.94K (+1 за сегодня)
Всем хорошего дня! И вкусных плюшек! Вы меня не потеряли ещё? Как говорится в анекдоте — «не дождётесь». ))) Тут я, не пропал никуда. Просто работы много. Короче: нормально всё у меня! Даже хорошо...
08:33
639 (+1 за сегодня)
Доброго дня, друзья мои! Есть такое желание — предаться воспоминаниям. Не возражаете? Можем повспоминать вместе. Я сегодня думаю про старое радио. Воспоминание первое: я совсем мелкий, дедушка...
15:35
619 (+0 за сегодня)
Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie, согласно Политики в отношении обработки персональных данных и даете согласие на обработку персональных данных