Лунная ночь на Днепре

«Картина эта - невиданное еще нигде могущество красок. Впечатление от нее - решительно волшебное: это - не картина, а сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре. Луна - это действительная луна, она действительно светит; река - это настоящая река, она действительно светится и блестит; вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несет свои воды Днепр; тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар - все это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать… Такой картины нет в целом мире, нет в мире искусства!..» (Алексей Суворин)

Осенью 1880-го на улицах Санкт-Петербурга царило необыкновенное оживление. Очередь, начинавшаяся на Большой Морской, тянулась до Невского, заворачивала за угол и змеилась дальше – до самой Малой Морской. Как писали в газетах тех дней, «здесь собрался весь грамотный Петербург». Те, кто не успел до закрытия, расходились по домам, а следующим утром все повторялось вновь: очередь, начинавшаяся на Большой Морской, тянулась до Невского.

Экспозиция была во всех смыслах новаторской. Во-первых, она стала первой в истории русской живописи выставкой одной картины. А во-вторых, художник велел задрапировать все окна и осветить полотно направленным на него лучом электрического света – еще одно, по тем временам, революционное решение.

Изображение

«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Сияние лунного света было настолько фантастическим, что художника заподозрили в использовании каких-то необычных перламутровых красок, привезенных из Японии или Китая, и даже обвиняли в связях с нечистой силой. А скептически настроенные зрители пытались отыскать с обратной стороны полотна спрятанные лампы.

Изображение

«Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи» (И. Репин). Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались… Что это такое? Картина или действительность?». Где-то в году 1977-м я так же стоял перед ней и, говоря современным языком, просто «завис» во времени и пространстве. Это единственная картина в музеях, которая остановила бодрую рысь моего познания искусства.

К сожалению, мы уже не можем в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему - особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Узнав об этом, Иван Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха».
Так оно и вышло… Влажный морской воздух и время сделали свое дело. Краски померкли и «Лунная ночь на Днепре» уже не производит столь могучего впечатления, что в 1880-м. Но даже сегодня некоторые посетители Русского музея не могут устоять перед соблазном. И, улучив момент, когда никто не смотрит, заглядывают за раму.

* * *

Подробнее: здесь, здесь и здесь… (в сети полным-полно рассказов об этой картине)

+4
Мышььь Мышььь 19:54 #

Да, Куинджи… Умел человек передавать свет на холстах. И лунный, и солнечный… Равных ему нет, КМК..

+3
Ira Ira 21:25 #

Видела эту картину на выставке А.Куинджи в Ярославском музее. Экскурсовод рассказывала, что, по словам современников, при первой экспозиции особо экзальтированные дамочки даже падали в обморок.

 Очень необычно, но картина «На Ладожском озере» понравилась больше.

+4
Стрелец Акайаннай Стрелец Акайаннай 00:10 #

Картина конечно эпохальная! Имел счастье созерцать на выставке картин Архипа Ивановича в Доме Художника на Крымском Валу.  Я канеш не особый знаток, но с «Лунной ночью...» худо-бедно был знаком заранее. В натуре посмотреть было здорово, но не было открытием. А вот наброски фауны, выполненные ТОЛЬКО зелёными красками… это было что-то! Каждая травинка, каждый стебелёк, каждый листик, каждая прожилочка, каждое ВСЁ! написано разными оттенками зелёного цвета! На рисунках не было ни одного просвета — весь запполнен зелёным… но как реалистично и контрастно это выглядит! Был под сильным впечатлением, да!)))

+5
Леди Веснушка Леди Веснушка 02:23 #

Справедливости ради, нужно заметить, что благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге.- из тырнету.

А я себе голову ломаю! Помню, что видела картину в Третьяковке! А тут все про Питер… ведь и там видела! а в Ливадии я ваще к экскурсоводу с вопросом: это привезли? Потому что картина- то В Москве!( или в Питере). 

А это Архип Иваныч всех обманул

0
Мышььь Мышььь 09:41 #

«Березовых рощ» тоже несколько))) Все — авторские.

Еще от автора

11-13 сентября 2014 года. Событий не так много, глубокой разведке мешает практически постоянно идущий дождь. Он неторопливо моросит, заливая все вокруг. Но иногда уходит - и надо пользоваться...
16:35
Вектор движения следующего дня был задан в уютной квартире, где живут Бегущая и Леонид. Утка то ли ждала еще, то ли была уже съедена, но неспешный разговор не прекращался все это время. В какой-то...
16:30
9 сентября 2014 года. Где я был 9 сентября - не знает никто, даже я… Вот всегда ориентируюсь по exif-информации своих фотографий, если вдруг память отшибло. И на тебе. 8-го сентября - поход по...
18:20
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie, согласно Политике конфиденциальности.